Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Слово на освящение храма

    Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

      Так возглашает святая церковь, торжественно празднуя светлое Христово воскресение, приглашая всех чад своих к великой духовной радости. К сей же радости приглашаем ныне и мы всех вас, ибо исполнилось заветное, задушевное желание наше, – в здешней благодатной местности, по милости Божией, усердием христолюбцев, воздвигнут и ныне торжественно освящен сей благолепный храм Божий. Возрадуемся же, и возвеселимся в сей день наш! Ибо что такое храм Божий? Это есть прежде всего место нашего непосредственного общения с Существом Высочайшим, где все мы – и бедные и богатые, и знатные и убогие, без различия званий и состояний – являемся, как дети, молитвенно беседовать со Отцем нашим небесным и в общей братской молитве изливаем перед Ним все чувства свои, все нужды душевные и телесные, – просим помощи и помилования, благодарим за благодеяния и милости, прославляем за Его бесконечные совершенства. Се воистину скиния Бога с человеки. Много в мире лишений, всевозможных бед и скорбей, – и где лучше может успокоиться душа наша от этих житейских напастей, где почерпнет большую силу для стойкой борьбы с ними, как не в храме Божием? Здесь в общей усердной молитве в милосердному Господу, при взгляде на крест честной животворящий, при пении песней божественных, умилительных, как-то невольно улегается наша туга душевная, светлей и радостней становится грядущее, являются какие-то чудные, непонятные силы к перенесению всевозможных бед и скорбей, – и выходит из храма человек ободренный, успокоенный, просветленный в душе своей. «Дом Мой – храм святой – дом молитвы наречется». «Приидите ко Мне – в сей дом Мой – вси труждающиися и обременнии, и Аз упокою вы». Так вещал Спаситель наш. Живя в мире – по мирскому и живешь: дрязги, суета, заботы житейские совсем окружают тебя, заполняют все твое время, и некогда подумать о душе; в храме же всё – и служба церковная, и благолепие, и лики угодников, и пение, и слово Божие, святое и действенное, – всё отвлекает тебя от земли, заставляет забывать житейское, суетное, возносит ум и сердце к пренебесному, божественному, – возвышает, очищает, как бы омывает душу от грязи житейской. Это по истине есть высшее училище христианской добродетельной жизни. Это небо на земле, престол Божий, земное жилище Царя небесного, потому что хотя Он, Госпдь, не в рукотворенных храмах живет, но, по бесконечному снисхождению к нам недостойным, Он благоволил являть Свое величие и принимать жертвы наши в храмах святых Своих. Здесь мы зрим лики святых угодников Божиих, с нами невидимо молящихся Богу, здесь Сам Господь Вседержитель, окруженный сонмом святых ангелов, почивает на престоле во святых Своих тайнах, посему храм Божий является и прямым предызображением царства небесного, к которому стремиться душа наша, и в котором все наше упование, вся надежда наша. Взирая та на святые храмы, в них преимущественно, во все времена, подвизались и святые Божии угодники; здесь полагались их блаженные телеса; здесь Спаситель излил людям Свое великое милосердие, – подавая помощь страждущим, утешая несчастных. Здесь в этих храмах, он прославлял святых Своих нетлением их честных мощей и чудесами от них источаемыми. В них же всегда являла людям Свое особое заступление и покровительство и пречистая Матерь Божия, преблагословенная Богородица. Наконец здесь в полноте освящается вся наша жизнь от самого рождения: в таинстве святого крещения омывается наша духовная скверна и мы делаемся чадами Божиими, чистыми пред Господом, в таинстве миропомазания подаются благодатные силы, Возвращающие нас «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф. III. 13); здесь возросшие и, по немощи, паки и паки падающие, получаем мы второе крещение – отпущение грехов наших в таинстве покаяния; здесь удостаиваемся высочайшей божественной трапезы – приобщения честного тела и животворящей крови Господа Иисуса; здесь освящаются наши супружества, семейства наши; здесь пастыри и учители наши приемлют духовные благодатные дары к совершению святых, в дело служения, здесь, наконец, отпеваются и с молитвою предаются Владыке живых и мертвых останки близких наших и нас самих.
      Так велик и священен для нас людей храм Божий. Как же посему не радоваться и не веселиться нам радостию великою, присутствуя при завершении и освящении этого нового селения Божия, нового места нашего освящения и братской общей молитвы к Отцу небесному? Воистину велик день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!
      Велико и священно значение храмов Божиих в жизни всего вообще христианского мира; не менее высоко и священно это значение в жизни в частности нашего дорогого отечества, – святой Руси православной. Можно сказать, что Русь христианская, православная, бытие и развитие свое получила от храмов Божиих. Так, великий просветитель нашего отечества святой равноапостольный Владимир князь, по обращении в христианство, самым важнейшим делом своей жизни поставлял возможно большее размножение и благоукрашение храмов Божиих, как настоящих рассадников веры Христовой и христианского благочестия. И его благочестивые потомки – благоверные князья и благочестивейшие Государи наши, подражая примеру великого просветителя, во все времена одною из важнейших задач своего правления поставляли и поставляют умножение и благолепное украшение храмов христианских на Руси, как надежнейших оплотов русского духа, русской народности и всего вообще государственного строя земли русской. И действительно, великую и неоцененную службу сослужили русскому народу его святые храмы. Вспомним злое время татарщины, времена самозванцев и польского нашествия, вспомним страшный 12-й год, вспомним и о других многочисленных скорбях и напастях, которых так много вынесла на своей груди Русь многострадальная. Куда прибегала она в эти тяжкие годины, где искала помощи, защиты, ободрения, подкрепления? В храмах святых своих, в теплой задушевной молитве, в этих храмах совершаемой. Они всегда давали приют гонимым и теснимым, утешение страждущим, надежду безнадежным. Из них в годины народных бедствий раздавалось вещее слово православных пастырей, высоко поднимавшее дух народный, укреплявшее ослабевающих, возжигавшее в сердцах православных дух веры и надежды на лучшее, иногда делавшее из людей заурядных – героев, никакою силою непобедимых. В этом отношении храмы православные поистине самые твердые оплоты русского духа, народности, самой веры православной. И любят же за то православные свои святые храмы: ни на какое доброе дело с такою охотою и радостью не жертвуют они своей трудовой лепты, как на устроение, благоукрашение и поддержание в достойном благолепии храмов Божиих. Свидетельствуют об этом целые десятки тысяч этих благолепных домов Божииих, которыми как невеста царева изобильно украшена наша отчизна – Русь святая православная. Свидетельствует об этом бесчисленное множество всем известных радетелей дома Божия, которые, оставляя свои семьи и дела свои домашние, движимые единственно ревностию о доме Божием, с посохом и книжкой в руках обходят бесчисленные города и веси обширного нашего отечества, собирая на устроение и украшение храмов Божиих, и благодаря трудам и усердию которых иногда самые бедные заброшенные селения получают возможность в благолепных храмах возносить теплые молитвы к Господу о нуждах своих и благословлять создателей и благоукрашателей дома Божия. О той же любви русского человека к храму свидетельствует и сей благолепный храм, ныне освященный. Всего 11 месяцев назад положено было основание его, почти без всяких средств, с единственную надеждою на помощь Божию и усердие православных, а ныне уже совершена в нем жертва бескровная. Возникла мысль об устройстве сего храма, – Господь благословил ее; принесена первая лепта, положено было основание храма, – явились и многие доброхотные жертвователи, несшие свои посильные лепты на сие благое дело, неусыпные и неустанные же труды радетелей довершили начатое. Честь же и слава вам, добрые люди, за вашу благочестивую ревность о храмах Божиих, за ваши жертвы и труды по устройству их! Да благословит вас Господь Вседержитель Своим небесным благословением, да даст вам счастие и радость в семействах ваших, да исполнит Он домы ваши пшеницы, вина и елея и всякия благостыни – преподавати и требующим! Наконец о том же чувстве любви к храму Божию наглядно свидетельствует и это многочисленное собрание лиц не здесь только живущих, а явившихся из окрестных и сравнительно далеких мест, явившихся не ради любопытства, а с святою целию порадоваться общею христианскою радостию о совершении этого нового селения Божия и вознести в нем к Отцу небесному теплую сердечную молитву. Воистину велик день для русского христианского сердца, возрадуемся и возвеселимся в онь!
      Особенно же велик и радостен сей день должен быть для жителей этой благодатной местности; а жителей этих не мало, особенно в летнее время. Привлекаемые красотою местности, прекрасным благорастворенным воздухом, простотой жизни, сюда на летнее время устремляются многие тысячи христианских семейств, ищущих здесь не веселья и забав, а сладкого отдыха от трудов и укрепления расшатанных сил и здоровья. И вот эти-то семьи, за отсутствием храма, на целые месяцы лишены были драгоценной для каждого христианина возможности свободно удовлетворять свои многоразличные духовные потребности. Особенно обидно, прискорбно было за детей наших. Им Спаситель преимущественно усвояет царство небесное, говоря «оставите детей приходити ко Мне». В них наша радость, наша надежда, наше будущее. Их мы жалеем и обязываемся пред Господом воспитывать в страхе Божием, в любви к храму Божию, в привязанности к святой вере православной. И между тем они лишены были возможности месяцы слышать службу Божию, бывать в храме Божием, где бы глаз их мог видеть одно глубоко назидательное, ухо слышать святое, божественное, сердце их с малых лет проникаться горячею любовию к Создателю. А для нас, взрослых, каким тяжким лишением было это отсутствие поблизости храма Божия! Не говоря уже о том, с какою радостию каждый из нас, особенно после недельных трудов и суеты, послушал бы службу Божию, помянул бы усопших сродников, помолился бы за близких своих, отдохнул бы душой своей от дрязг житейских, простое отсутствие столь привычного и родного нам благовеста в день праздничный, призыва к службе божественной и праздники наши превращало в дни будничные, ничем не отличало от них. Как же после всего этого не радоваться нам радостию великою, не окрыляться душою, не умиляться сердцем, не веселиться тому, что все это неудобство кончилось, что есть у нас теперь свой храм, благолепный и украшенный, что имеем мы теперь возможность едиными усты и единым сердцем славить в нем Господа Вседержителя, изливать перед ним чувства свои. Дв, воистину велик для нас сей день, возрадуемся и возвеселимся в онь!
      Воспоем же Царю царствующих песнь торжественную, благодарную, песнь славословия, прославим Его премилосердного за столь великое благо, дарованное нам, и в то же время будем вседушевно молить Его Подателя всяческих за тех, которым Он внушил мысль о храме, в сердцах которых возжег усердие к устроению и благоукрашению его.
      Царь небесный, Ты ныне благоволивший принимать здесь теплыя моления наша, с высоты горняго твоего престола благослови небесным благословением сих добрых людей, строителей, всех жертвователей, как бы ни была ничтожна их жертва, благоукрасителей сего святого храма! Продли в сердцах их ревность по доме Твоем, да украшается и процветает храм сей на славу Тебе, на радость святой церкви нашей, для блага и полного душевного и телесного нашего освящения!..

25 июня (7 июля) 1889 г.

Священник А.К. Тубасов

Опубликовано в журнале С.-Петербургской Духовной академии "Церковный вестник", 26, 1889

Размещено 30.06.2008

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz