Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Крест - словно крылья за спиной

      Первое, что видишь, подходя к церкви св. апп. Петра и Павла в посёлке Сиверская, — крест. Не тот крест, что на куполе, а простой, деревянный, у обочины дороги, в том месте, где когда-то стояла колокольня Петропавловского храма.

      — Был я недавно на Соловках, — рассказывает настоятель, о. Сергий Ломакин, — и меня поразило: сколько там поклонных крестов! А ведь до революции их было в десятки раз больше. Жалко, что пропала эта традиция на Руси. Наш крест — не поклонный, не по обету поставленный, а всё-таки радостно, что человек, проходя мимо него, ещё не зайдя за церковную ограду, уже чувствует, что приблизился к святому месту, что рядом храм Божий — самое время отбросить дурные мысли и задуматься о вечном…

      Так, в преддверье Крестопоклонной недели началась наша беседа с о. Сергием — о кресте.

      Мы поём на Крестопоклонной: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…» А вот будет ли правомерно сказать так: «Кресту своему поклоняемся…» То есть, поймите мою мысль: у каждого из нас есть свой крест, и надо носить его не просто как тяжкое бремя, а с любовью, даже с радостью, поклоняться в душе собственному кресту, как средству своего спасения. Что вы думаете об этом?

      Надо, наверное, быть осторожней со словом «радость»… Всё-таки, следование за Христом — это не увеселительная прогулка. Любовь — так будет вернее. Когда говоришь современным людям, что вы-де должны нести крест, должны терпеть горести и страдания, должны исполнять заповеди, — так и чувствуешь их внутреннее отторжение. Умом люди соглашаются с тобой, а в сердце очень противятся. Особенно это относится к молодёжи — они просто не переваривают слово «долг», «должен»: «Мы никому ничего не должны!» Надо учитывать такое отношение и пытаться подходить с другой стороны. Крест — это не только бремя, это и помощь нам, грешным. Когда наша душа ничем не ограничена, не поставлена в жёсткие рамки, не пригнетена крестом к земле, то и развиваться толком она не может. Все заложенные в нас Богом таланты, все наши добрые качества, всё, что есть в нас хорошего, – без креста чахнет и безцельно расходуется. Это, может быть, парадоксально звучит, но это так, и подтверждения тому мы видим повсюду. Вот возьмите нашу недавнюю историю: на нас не давил долг исполнения заповедей Господних, но государственный контроль, цензура — как-то всё это сдерживало людей, и благодаря такому сдерживанию человек в той или иной мере оставался человеком. Теперь контроль ушёл, цензуру отменили — и что же? Человек воспрянул на свободе? Нет, ничего подобного, скорее наоборот. Так и иго Христово — оно действительное благо для наших душ, только под таким бременем душа и способна развиваться и свободно дышать, — и как же можно не любить за это свой крест? Да, не только терпение нужно, но и любовь.

      А вот — о терпении… С одной стороны, нести крест следует безропотно и принимать всё, что ни пошлёт Господь. А с другой стороны, Церковь не запрещает уходить иной раз от страданий, обходить препятствия, лечиться от болезней. Как эти два положения совместить? Где тут средний, царский, путь?

      Конечно, вылечиться от болезни, если есть такая возможность, — что же тут греховного? Наоборот: грешно не лечиться — это уже почти к самоубийству приравнивается. Если уж ты выбрал христианский путь жизни, если ты взял крест, то трудности всегда найдутся. Надо их принимать и преодолевать — так и будет душа набираться сил. Греховно вот что: желание совсем, раз и навсегда вылечиться от всех недугов, убрать со своего пути все до единой трудности, жить беззаботно и безпечально. Это и невозможно, и вредно. Если хочешь лёгкой жизни, то так и скажи: «Господи, убери Своё бремя, не хочу я больше ни в церковь ходить, ни заповеди выполнять — ничего не хочу!» К сожалению, многие такой путь и выбирают. Смотришь порой монастырские фотографии начала 90-х годов — всё молодые лица, мальчики чуть ли не школьного возраста… Из них многие потом ушли из монастырей и из Церкви, и вообще неизвестно куда делись… Сбросили крест. Но не надо отчаиваться: может быть, когда-то — в зрелости или в старости — они этот крест снова поднимут.

      А ведь мы стремимся не только облегчить свой крест, но порой и утяжелить его. Бывает — нагрешишь, совесть мучает, и хочешь как-то наказать себя: то ли пост принять, то ли молитвенное правило увеличить… Разумно ли это?

      Это всё равно, как если бы я, сидя за рулём, имел возможность проехать по хорошей дороге, но свернул бы на плохую: пусть я там намучаюсь и перепачкаюсь, и машину разобью — но мне за это множество грехов простится. Как вы думаете, разумно ли такое предположение? Но, действительно, подобные идеи витают в воздухе. Вот, например, Великорецкий крестный ход. Поймите меня правильно: я ничего не хочу сказать против этой замечательной древней традиции. Но от участников его зачастую можно услышать такие слова: «Вот, мол, в этот раз дождя не было, жары не было, всё получилось легко, а, значит, и толку от крестного хода нет. Вот если бы помесили грязь, да пожарились бы на солнце — вот тогда бы мы очистились!» Люди едут в Вятку, чтобы за участие в тяжёлом крестном ходе им простились какие-то грехи. А не разумнее ли будет дойти до ближайшей больницы и помочь там безпомощным людям: повыносить за ними горшки, покормить их с ложечки? Экзотики в этом поменьше, чем в Великорецком крестном ходе, — если вы едете туда за экзотикой, — а пользы, наверное, побольше.
      И, кроме того, надо верно рассчитывать свои силы: если человек работает и не имеет возможности прийти на праздник в церковь (а сейчас работодатели мало считаются с нуждами своих работников), то не стоит разрываться между двумя огнями. Примите необходимость оставаться на работе как возможность пострадать Христа ради. Это вас от Церкви не отлучит. Или бывает такое: кому-то здоровье не позволяет прийти в храм, а он всё равно идёт из последних сил, ублажая себя: вот, мол, какой я образцовый христианин — и не могу, а плетусь на службу… Что же из этого выходит? В храме у этого человека подскакивает давление, он теряет сознание, служба прерывается, вызывают скорую… Кому от этого стало лучше? Но ведь тебя же не просили брать крест выше сил: если болен, то помолись дома, да постарайся в этот день не осуждать соседа — вот это будет праздник. Всё нужно делать с умом, с рассуждением и с помощью духовного отца.

      Так значит, наказывать себя за грехи нельзя?

      Хорошо бы подобные шаги согласовывать с духовником, потому что когда духовная жизнь ведётся самостоятельно, по книгам, безконтрольно, то, как правило, результаты выходят плачевными. Какой-то контроль необходим, иначе человек может впасть в завышенную или заниженную самооценку… И наказание самого себя — оно тоже из области самоуправства. Есть церковные наказания, епитимии, которые накладывает священник, но за епитимии люди на батюшку обычно обижаются. Это почти во всех случаях верно: кто сам выбирает для себя наказание, тот не станет слушать священника. А самонаказания — это попросту вид мазохизма: человеку в радость собственные страдания.

      А вы назначаете епитимии своим прихожанам?

      Да… Но с большой осторожностью, конечно: люди очень обидчивы. Я беру самые лёгкие епитимии, сугубо касающиеся молитв и поклонов. Для кого-то прочесть утреннюю молитву — это уже наказание: как правило, утром всегда некогда, а встать на полчаса пораньше — это такая кара, что будь здоров.

      Многим, наверное, знакомо такое понятие, как «навязчивый грех»: привязалась к тебе какая-то гадость и борешься с ней, борешься, а она всё возвращается, возвращается… Мучаешься, сил никаких нет! Так вот, можно ли сказать, что склонность к этому греху дана тебе как крест?

      Нет, ни в коей мере. Грех — это наше, никем не посланное, не подаренное, в нашей собственной душе выращенное, нашим попустительством. У апостола Иакова сказано: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Не посылает Бог человеку никакой страсти. Грех — это всё результат нашего собственного выбора. Нет, крестом можно назвать только те трудности, которые мы встречаем, пытаясь жить по-христиански. А когда мы потворствуем своим слабостям или страдаем из-за собственного неразумия… Перепарился я в бане сдуру и страдаю теперь — это что, крестоношение? Вышел зимой без шапки, схватил менингит — это значит, крест на себя принял? Говорили мне, что нельзя грешить, а я согрешил и теперь расплачиваюсь — это, значит, бремя Христово на мне? Нет, разумеется, нет.

      Такой вопрос, батюшка: говорят, что Бог не даёт нам креста выше наших сил. Однако разве редко мы видим людей, которые сломались под своим крестом, у которых не хватило сил нести это бремя? Как такое объяснить?

      Я думаю, что если человек твёрдо идёт за Христом, то он никогда не сломается. И это не моё только убеждение, этому и Церковь учит. Ломается человек, когда начинает петлять на своём крестном пути: тогда для него всё теряет смысл, а крест превращается просто в груз непосильный. А ведь Господь — вспомним опять эти слова — говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30). Оно не может никого раздавить. Господь призывает: отложите свои попечения, а крест возьмите на себя и будете Моими учениками. Но человек порой пытается служить двум господам, и тогда происходит эта ломка, потому что такое раздвоение никому не по силам: нельзя и Христов крест нести, и всё успеть в этой жизни.

      Как вы думаете, для нынешних православных что более характерно: перегружать свой крест или пытаться его сбросить?

      Для нынешних православных характерен дух этакой сектантской замкнутости: вот здесь наш приход, здесь наши люди, здесь наши иконы — и всё это есть мерило церковной жизни. Если в каком-то храме иконы не так развешены, поют не так, как мы привыкли, одеваются иначе, значит, я туда — ни ногой, там всё неправильно. Мы ищем душевного комфорта, привычной обстановки, приятного для нас круга общения. Есть люди, с которыми мне хорошо. Мне всё равно, что делать вместе с ними: молиться или ехать в паломничество, или картошку копать, или за столом сидеть. Я такой же, как они, я с ними чувствую себя в своей тарелке. Церковная жизнь и превращается в какой-то кружок по интересам, «для тех, кому за 30»… И молиться-то в таком кружке многим скучно бывает, а потому зачастую люди стараются найти себе дополнительные занятия: что-то строить, куда-то ехать… Между прочим, такая позиция очень далека от крестоношения. Крестоношение предполагает готовность к покаянию, к перемене мысли, к перемене образа жизни… И если ты чувствуешь, что достиг некоего душевного комфорта, знай — это ненормально, надо что-то менять. Слава Богу, что Церковь несколько раз в году выносит на середину храма Крест, чтобы мы увидели Господа Распятого и поняли, что пора просыпаться, пора и свой крест взваливать себе на плечи и следовать за Христом на Голгофу, чтобы, умерев вместе с Ним, вместе с Ним и воскреснуть душой.

Беседовал Алексей Анатольевич Бакулин

Размещено 15.05.2008
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz