Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Потерянная радость, или Почему в Церкви бывает трудно

      Апостол Павел говорит "Всегда радуйтесь!" (1 Фес. 5, 16). Но в жизни следовать апостольским словам непросто. Как быть, если радость, которую давали первые шаги в храме, куда-то ушла?
      Вот что написала одна православная девушка в своем интернет-дневнике: "Раньше, когда я была, как сейчас принято называть, "захожанкой", каждый "поход" в церковь для меня был радостью - радостью от молитвы перед иконой, от прослушанной в течение 15 минут части службы, от того, что удалось к святыне приложиться. Я очень многого тогда не знала (ни о том, что является грехом, ни о том, что существует Причастие), потому что совсем не было религиозного окружения, но какое-то счастье находится в храме, и потребность этого чувствовала. Теперь радость сменилась печальным чувством долга: службу проспала (раньше бы и в голову не пришло, что это обязанность, а не радость на ней быть), всю службу не молилась, отвлекалась, на людей толкающихся и ходящих по ногам, про себя злилась и т. д. и т. п. Домой из храма я прихожу с чувством выполненного или невыполненного долга. Этого нельзя, того нельзя, это должна, здесь должна… Я понимаю, что реально должна и реально нельзя что-то, но я уже не сильно отличаю религиозные "обязанности" от трудовых. Какая-то рутина и сплошные ограничения. И никакой радости…"
      Эта девушка высказала то, что актуально для многих. Многие ли современные христиане могут сказать о себе, что живут в радости, которой "никто не отнимет у вас" (Ин. 16, 22)? Чем такая радость отличается от эмоционального комфорта, мы попросили рассказать священника Валентина Уляхина, преподавателя Нового Завета ПСТГУ, клирика храма Троицы Живоначальной в Вишняках.


      Для начала мне бы хотелось ответить женщине, написавшей в интернете о потере радости, что раз такой вопрос ее волнует, то это уже означает, что она жива. Она ищет, а кто ищет, тот найдет. Да, сейчас вся церковная жизнь стала для нее рутиной. Но в жизни человека бывают разные периоды. Так же как сердце у человека сжимается и разжимается, и таким образом проталкивает кровь, и без этого мы не смогли бы жить, так и в жизни Господь дает нам разные периоды. Бывают периоды отчужденности от себя, какой-то серости, рутинности нашего общения с Богом. Но наша жизнь не останавливается. Через некоторое время мы входим в новое измерение жизни, и часто уже не верим тому, что было с нами год или несколько месяцев назад. Да, сегодня что-то не получилось. Только не нужно отчаиваться.
      Христос говорит: "В мире скорбны будете, но скорбь ваша в радость будет", и еще: "В мире скорбны будете, но дерзайте, ибо я победил мир". (Ин. 16, 33). Если мы желаем радости, мы должны пройти полосу скорбей.
      Радость - это понятие отнюдь не абстрактное, и хотя она может зависеть от разных обстоятельств жизни, но это вполне конкретная категория. И как мы можем судить из Евангелия, основание радости - Христос. Недаром к Пасхальной радости нужно готовиться реально, проходя тернистым путем Великого поста, Страстной седмицы. Когда мы идем за Христом в своей жизни, тогда мы встречаем радость. Сама радость начинается у Голгофы. Прежде чем стать сопричастником воскресения Христа, нужно стать сопричастником Его страданий. Такая радость, основанная на личном крестоносном опыте, постигается очень долго, иногда всю жизнь.
      Радость духовная имеет мистический, таинственный характер. И виновником этой радости является Бог. Ощущение радости приходит тогда, когда мы не просто ходим в храм и не просто молимся, а участвуем в таинствах Церкви и это участие неформально. Основа радости - быть причастником Божеского естества. Какая радость приходить к Господу, зная, зачем мы к Нему приходим. Но к этой встрече с Богом нужно готовиться. Нужно жаждать причастия и исповеди. Мы идем в храм в первую очередь для того, чтобы обожиться. Мы должны стремиться соединиться со Христом и духовно, и телесно в причастии. И вот это сознание того, что мы вместе с Богом, не может оставлять человека равнодушным. Если же мы приходим в храм, чтобы просто отстоять службу - "вот, Господи, я как верный наемник пришел в храм, отрабатываю свое спасение, простаиваю на ногах в храме" (даже если мы не думаем так сознательно, но это есть наше подлинное состояние), - мы устанем, измотаемся, видя, как кругом толпятся люди, мы будем обращать внимание на них, а не на Господа. И тогда мы уйдем из храма пустыми.
      Трудно говорить о радости, не обращаясь к своему опыту. Радость постигается на индивидуальном уровне. Вот я помню, в моей жизни была полоса, когда я потерял всех своих родных и самых близких людей - у меня умерли отец, мать, умерли близкие люди, у которых я учился вере. И когда все они ушли в вечность, в этот трудный момент я понял, что нужно чаще обращаться к Богородице. Богородица призывает нас к радости. Первые слова, с которыми обращается к Ней архангел Гавриил, были: "Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!" Любой акафист Матери Божией, любой тропарь полны радости. А вспомните земную жизнь Богородицы - в ней были потери и страдания. Хорошо почаще вспоминать это. В ответ на призыв архангела "радуйся!" Она отвечает: "…се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему". В греческом тексте Евангелия в фразе "да будет мне по глаголу твоему" использовано существующее в греческом языке желательное наклонение, которое выражает именно радостное согласие, т. е. Матерь Божия говорит: "Я с радостью желаю служить Богу". Постоянное желание служить Богу дает сердцу человека радость. Кстати, по-гречески слова "радость" и "благодать" имеют один корень: "харис". В нагорной проповеди Христос говорит: "Возрадуетесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесех". (Лк. 6, 23). Эту радость мы можем постигнуть, когда имеем наш капитал на небесах. Ощущение причастности к радости святых, к этой "радости на небесах" дает нам возможность и в страшном горе радоваться.
      Почувствовать Первоисточник радости легче в таком месте, которое располагает к этому восприятию. Я вспоминаю свой личный опыт. Я воцерковлялся в 70-е годы, в Москве тогда действующих храмов было мало, и я любил посещать подмосковные храмы, и особенно один - храм Архангела Михаила в селе Михайловском. Этот храм был для меня источником радости более двух десятков лет, пока я сам не стал дьяконом и тогда уже не имел возможности ездить. В сельском храме две-три бабушки на клиросе, прихожан мало, а переступаешь порог, и погружаешься в эту атмосферу намоленного полумрака, и неизъяснимая радость охватывает душу.
      Также очень много в обретении нами радости встречи с Богом зависит от священника, духовника, свидетеля наших отношений с Богом. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорит о том, что духовник дает радость, приводя нас ко Христу. И такого духовника нужно искать. И для того, кто желает обрести в Церкви радость, вопрос поиска духовника очень актуален. Очень важно найти свой приход, свою общину, свое дело в ней. В сельских храмах уже в 70-е годы формировались живые общины прихожан, и входя в эту общину, ты чувствовал, что о тебе заботятся, что все здесь нужны друг другу. И вот это ощущение сопричастности общему делу тоже есть источник радости. Помню, приезжаешь в храм, священник выходит из алтаря и говорит: "Валентин, приехал - становись на клирос, будешь помогать, а завтра уголь привезут, нужно помочь загрузить его в сарай" - и сразу чувствуешь, что ты при деле, что ты нужен. Наверное, вопрошающая женщина еще не нашла своего прихода, своей общины. И это нужно искать. А с этим можно найти и радость.
      Мы часто сами отвергаем радость, которую дает нам Господь. Вспомните Евангелие от Луки, 14-ю главу, где говорится, как Господь призывает всех на брачный пир Божественной любви, а не все соглашаются войти в эту радость. Кому-то достаточно той радости, которая у него есть. Кто-то видит радость в своем труде, ему сейчас даже и не до радости Божией, он должен напряженно трудиться, чтобы оставить след на этой земле, как и волы, когда пашут землю, оставляют на земле след. Сейчас этому человеку важно сконцентрироваться на своем труде, он закрывает все окна и двери, чтобы быть наедине со своим трудом. В другом случае у человека есть семья, и он говорит Господу: мне достаточно этой радости от моего домашнего очага. И таким образом человек делает Бога как бы недостойным присутствия в своей радости.
      Чтобы войти в радость Божию, нужно сделать первый шаг - облечься в одежду радости, в ту брачную одежду, о которой говорит Господь. Что же это за одежда? Апостол Павел призывает нас облечься в смирение, кротость, долготерпение, милосердие, а главное - в любовь.
      И еще я бы разделял понятия радости и сладости. Часто человеком ищется ощущение такой духовной сласти - от пения, например, или еще от чего-то другого в храме. И когда мы приходим в храм только для того, чтобы получить эту сладость, - тут стоит только кому-то толкнуть нас, сказать какие-то не те слова - и эта мнимая радость моментально улетучивается, она не имеет под собой твердой опоры, она связана только с этой душевной сладостью. И мы вроде находимся в радости от того, что мы в храме, и одновременно мы можем, находясь в этом состоянии, отвергнуть самого Господа: например, подходит к нам человек, требующий нашего участия, нашей помощи, а мы его не видим, не принимаем. В своей мнимой радости мы можем просмотреть Спасителя. За этими ощущениями можно потерять конечную цель нашего пребывания в храме - встречу со Христом, с оклеветанным, оплеванным, распятым, но и воскресшим Христом. А когда мы ищем этой встречи - это делает нашу радость твердой, несгибаемой, не зависящей от внешних помех.
      Иногда спрашивают, как можно сочетать радость и покаяние в своих грехах? Даже в серости нашего бытия незримо присутствует рука Божия, Божий промысел, когда мы смиряемся со своей греховностью, своей немощностью. И даже если я чувствую себя последним грешником, недостойным спасения, и, казалось бы, не имею никаких оснований для радости, я вспоминаю слова Христа: "Мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16, 33). Я знаю, что любовь Божия сильнее моей склонности ко греху. И Бог из камней может создать чад Авраама. Св. Мария Египетская дает нам такой пример. Она сумела преодолеть в себе эту отчужденность от Бога. И мы празднуем ее память больше, чем память любой преподобной жены. Она для нас как пример, чтобы мы никогда не унывали, не зацикливались на своем грехе. Мария Египетская дает нам надежду, что для любого грешника возможно спасение.
      Радость, к которой призывает нас Господь, - это не просто приятные ощущения, это - ликование, и об этом часто говориться и в Ветхом Завете, например: "Ликуй, дщерь Сиона" (Соф. 3-14). И Архангел, обращаясь к Богородице, не просто ее приветствует, а говорит "равви", т.е. ликуй. Это такая радость, которая призывает нас все забыть, кроме Бога. И когда мы встречаем в таинствах Христа - это та же радость. И это невозможно объяснить, это можно только пережить самому. Это таинственная необъяснимая радость.
      Как обрести эту таинственную радость? Тут можно вспомнить такую формулу от наших дедушек и бабушек: СУП в квадрате. Это означает: самоотверженно упорно постоянно сверли умом - победишь. А здесь можно сказать: самоотверженно упорно постоянно готовься и причащайся. И когда мы не получаем этой радости в причастии - это только индикатор того, что нам необходимо еще, и еще, и еще раз прийти ко Господу, преодолеть в себе Обломова, нужно идти ко Господу и получить то, что нам обещано - радость Божию. Эта радость - она принадлежит нам, мы с вами чада Божии. Не получается у нас получить эту радость сегодня, но пройдет пять лет, десять, а может, и двадцать пять лет, а иногда буквально только на закате дней человек обретает эту радость.
      Иногда приходится отпевать человека, прожившего трудную жизнь, полную скорбей, лишений, и видишь, как его лицо в гробу озарено улыбкой, оно настолько одухотворено, что даже забываешь, что перед тобой умерший человек, и понимаешь, что он обрел эту Божественную радость, может быть, даже в последнее мгновение своей трудной земной жизни. У каждого свой путь, свой маршрут к этой радости. Только не нужно останавливаться на полпути, бросать эту надежду на радость, надо идти и идти, искать этой встречи с Богом. "Просите, и дастся вам". Господь уже умер за нас, Господь уже нас спас. И Господь всегда с теми, кто сраспинается Ему.

Записала Марина Нефедова

Размещено 27.05.2008
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz