Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

О внешнем и Внутреннем

    Мы всячески должны стараться не подавать своею внешностью повода к дурному заключению о нашей добродетели. Позволено казаться целомудренным, но запрещено казаться бесстыдным.
(Тертуллиан. «О женских украшениях»)

      Мода и общественное мнение - понятия еще так недавно воспринимаемые как нечто противоположное, сейчас довольно-таки тесно связаны. Человек относит себя к той или иной социально-возрастной группе, которая диктует через рекламные видеоролики и глянцевые журналы стандартный набор поведения, манеры одеваться, привычки. Если же человек не соответствует, внешнему виду или стилю, предлагаемому его окружением, то к его мнению мало кто будет прислушиваться.
      Человек, принимающий правила своей группы, во время меняющий свой гардероб, прическу, марку автомобиля и пр., становится эталоном в своей группе, а, следовательно, и выразителем мнения своей группы. К его мнению прислушиваются, ему доверяют. Одежда становится своеобразным пропуском в ту или иную социальную среду. Подобную тенденцию можно отчетливо проследить среди молодежи. Любой 30-летний телевизионный ведущий может стать своим для четырнадцатилетних подростков, стоит только ему надеть одежду соответствующую молодежной моде. И этакий «волк в овечьей шкуре» может уже говорить с экрана телевизора все, что ему взбредет в голову – не сомневаясь, что каждое его слово будет восприниматься как правило к действию. В итоге поговорка: «Встречают по одежке – провожают по уму» потеряла на сегодняшний день свое значение, так как ум (внутреннее) стал восприниматься через одежду (внешнее).
      Внешний же вид христианина не самоцель – это лишь отражение его внутреннего состояния, в котором большое значение имеет смирение перед Богом, осознание своей зависимости от Него.
      Апостолы, Святые Отцы и учителя Церкви первых веков говоря об одежде, осуждали в первую очередь языческий обычай пышно одеваться, превознося самого себя. Их целью было воспитать в людях любовь и взаимное уважение: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, Богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры»(1Пет.3:1-9).
      Церковь никогда не осуждала хорошую, что называется «приличную» одежду – ту, которая не бросает вызова окружающим. «Вообще, пища, одежда, домашняя утварь - короче, все в доме должно быть согласовано с законом христианской жизни... Служителям единого Бога (христианам) идет к лицу, если и имущество, и вся домашняя их утварь носят на себе печать исключительно нравственной жизни и если человек во всем обнаруживает дышащий единством порядок жизни, соответствующий и сообразный с верой» (Климент Александрийский. «ПЕДАГОГ»). Напротив старинная русская традиция известная нам по книгам классиков и писателей позапрошлого века (в частности Ивана Шмелева) указывает на то, что верующие отправлялись в храм, особенно в дни великих праздников, в самой лучшей - праздничной одежде, но делалось это опять же не с целью украсить себя, а показать внутреннее - радостное состояние души.
      Православный человек, обычно сам научается, благодаря внутреннему опыту, как ему одеваться. Сосредоточенный на своей внутренней жизни, он не будет привлекать окружающих своим внешним видом: ему не требуется самовыражение через одежду, не требуется акцентирование внимания на принадлежность той или иной группе.
      Говоря о том, как должен выглядеть христианин, уместно вспомнить так же притчу о званных на брачный пир, когда один из гостей был во внебрачной одежде и хозяин велел вывести его вон и «бросить во тьму кромешную» (Матф.22:2-13). Конечно же, верующие должны идти к Богу, прежде всего с хорошими, чистыми помыслами, но и за своим внешним видом тоже необходимо следить. Тело - храм Божий и украшая его нужно знать меру. Один современный проповедник сказал по этому поводу: «Одеваться благочестиво – не значит одеваться некрасиво или смешно. Вполне возможно совместить и возраст, и благочестие, и вкус».

Василий Молчанов

Размещено 20.07.2008
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz