Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Тятя, тятя, наши сети...

      Как относится к интернету Церковь? В молитве есть просьба не вводить нас во искушение, а в сети искушения на каждом шагу. О парадоксах интернета в беседе с корреспондентом журнала Анной Пальчевой рассуждает ведущий одного из православных форумов, руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов).

      Как вы относитесь к тому, что люди начинают молиться перед экраном компьютера? Не отваживает ли это их от храма – ведь перед монитором-то молиться проще и ходить никуда не надо…

      Молитва – это обращение сердца к Богу. Если икона, появившаяся на мониторе, дает к тому повод, то ничего плохого в этом нет. Ну а не молиться можно и стоя в храме. Распространены, например, сейчас кассеты с записями разных молитв, Псалтири. Вставил в магнитофон, нажал кнопку – и там вычитываются утренние или вечерние молитвы. А будут ли люди при этом сами молиться – уже от них зависит. Можно рассматривать интернет как повод для молитвы. Но этот повод можно найти в любой ситуации.
      Появляющееся на экране изображение иконы не освящено. Но молиться на него – раскрывать акафист и читать перед монитором, – я думаю, никто не станет. Я довольно много общаюсь с молодежью, и не замечал, чтобы большое количество людей предпочитало молитву перед монитором молитве в храме. Ведь интернет – это виртуальное пространство, там может быть только информационный отсыл к иконе.
      Или возьмем интернет-рассылки с просьбами "прошу молитв". Можно собрать сотни молитвенников за себя по всему миру, но эти люди часто и не знают, за кого молятся. Однако это не интернет-проблема. На Родительскую субботу нам приносят в алтарь километровые горы записок, которые священники должны прочитать. Мы тоже не знаем тех, кто там записан. Или по радио "Радонеж" в каждой передаче слышим: "Братья и сестры, просим помолиться" – и дальше перечисляют имена. И когда слышишь, думаешь про себя: "Помоги, Господи!" Это тоже повод для молитвы. Если уж так строго подходить, тогда мы и в храмах должны молиться только за тех, кого мы знаем.
      Мне кажется, что такой интернет-повод к молитве какую-то свою нишу займет, но это не будет массовым. Особенно у нас, с нашим очень сильным обрядовым восприятием Церкви. Людям всегда будет важно прийти самим в храм, приложиться к иконам в их "реальном" а не виртуальном виде, поставить свечи и написать записки.

      Молчуна в реальной жизни интернет может сделать болтливым, смиренного человека – страстным и т. д. Получается, что интернет гипертрофирует некоторые проявления в человеке или вовсе изменяет его?

      Интернет отражает жизнь. Как сказал Экклезиаст, "что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Екк. 1, 9). Например, в современном социуме очень много блудного (вся реклама на этом строится, посмотрите, как люди одеваются, на каком уровне друг с другом общаются и т. п.), и в интернете больше половины сайтов – порнография. Специфика интернета в том, что он действует напрямую и поэтому адекватно показывает срез интересов общества. Сколько православных форумов в интернете? Десятка два, может быть; и посещаемость их невелика. Если на нашем сайте, предположим, пять участников и три гостя, а на блудном сайте – 150 участников одномоментно, а гостей – 1400, значит, такое соотношение сил в реальной жизни, и интернет это отображает.
      Молотком можно забить гвоздь, а можно убить человека. То же самое и интернет. Это средство. Но все зависит от того, как человек им пользуется. Жизнь людей усложняется, Господь дает все более тонкие, разносторонние инструменты, которые в определенных ситуациях становятся и более опасными. Появился интернет и высветил многие особые стороны человеческой души. Это нужно воспринимать как данность. Нельзя сказать, что человек в реальной жизни настоящий, а в интернете ненастоящий, потому что виртуальная часть личности все равно часть этого человека.
      В человеке заложено многое. Мне кажется, мудрость христианина именно в том, чтобы, как апостол Павел говорит, всего испытывать, хорошего держаться (см. 1 Фес. 5, 21). Как говорится в книге Сираха: "…сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена" (Сир. 37, 30-31). Все души разные, и не для каждой подходит то, что хорошо для другой. А как вредное узнать? Только на опыте – на своем или на чужом.
      Да, существует интернет-зависимость. Если человек в сети застрял на всю жизнь – это плохо. Но в этом не интернет виноват. Знаете, есть и обжорство. Не будем же мы из-за того, что кто-то злоупотребляет едой, запрещать всем есть? Есть дорожно-транспортные происшествия, самолеты падают, корабли тонут. Но эта проблема не решается отказом от автомобилей, самолетов, кораблей. Так же и тут. Надо бороться с зависимостью, а не с интернетом.

      Чем, по-вашему, интернет полезен, а чем вреден для Церкви?

      Во-первых, интернет безусловно полезен в деле информирования. Часто священноначалие принимает и постановляет одно, а церковная действительность живет совершенно другой жизнью. Типичный пример – это постановление Патриарха и Синода о младостарчестве, о духовнической практике, принятое в 1998 году. Своевременное и необходимое, вызванное колоссальными проблемами церковной жизни. Но его никто не знает, люди по-прежнему ищут старцев и полустарцев – как будто голос Священноначалия не прозвучал. Постановление надо огласить соборно, довести до сведения не только клириков, но и мирян. И интернет-пространство как раз позволяет сделать это максимально просто и быстро. Во-вторых, есть интернет-общение. Хотя оно имеет явные минусы – оно менее ответственное, более страстное, потому что там гораздо меньше, чем "в реале", необходимости "включать тормоза", – но оно все равно важно. Хорошо, когда православные люди общаются хоть в интернете, на форумах. Есть ужасно ерундовые православные форумы, но они ценны тем, что позволяют видеть, чем живет церковный народ, что для людей важно, что у них в головах. В-третьих, интернет полезен еще и просто как хранилище информации. Существует масса удобных и доступных богослужебных библиотек, можно читать Библию со ссылками и комментариями.
      Ну а абсолютно вредна для Церкви греховная часть интернета, естественно.
      Церковь воспринимает мир, с одной стороны, как падший, с другой – как мир Божий. Эта двойственность создает поле для евангельской деятельности. Церковь не преобразовывает внешнее, но всегда воздействует на социум и культуру изнутри. Так Церковь преобразила языческий мир. Рим пал, но исконные институты остались: государство, семья – моногамия стала нормой. Церковь всегда очень трезво подходит к человеку. Человек склонен ко греху, у него падшая природа, а если ему талдычат: "Этого не делай!" – он обязательно сделает. Запретами здесь ничего не добьешься. Гораздо продуктивнее исходить из того, что молодые люди уже и так сидят в сети, и их как-то воспитывать. Поэтому Святейший Патриарх все время подчеркивает необходимость использования интернет-технологий, чтобы были самые разнообразные и епархиальные, и приходские, и монастырские сайты.
      Жизнь ставит вопросы, и Церковь должна на них реагировать. Очень важен опыт этого пятнадцатилетия, прошедшего с тех пор, как Церковь перестала зависеть от государства. Этот опыт показал, что первая реакция церковного человека, церковного сообщества на нововведения отрицательная: запретить, грех! Но потом Церковь вынуждена констатировать, что это не выход. Церковь – это же богочеловеческий организм, и Дух Святой просвещает людей, хотя и с большим трудом. Со скрипом преодолевая инерцию, Церкви приходится осознавать проблему и решать ее более конструктивно.
      Интернет-пространство, конечно, никогда не заменит реальность. Но присутствие интернета в жизни расширяется, особенно для молодого поколения. Вскоре люди не смогут существовать без интернета. И задача Церкви – вести свою просветительскую работу с учетом этого факта.
      Технологии, конечно, будут развиваться и дальше. Но в Церкви, особенно в богослужебной практике, традиционализм останется. Вспомните: когда появился интернет, забили тревогу, что, мол, теперь и книг не будет. Ничего подобного – и книги есть, и журналы, и ТВ. Одно другому не мешает.
      Мне кажется, есть два направления в церковной деятельности. Первое – это охранительство. Когда оно выходит за рамки здравого консерватизма и становится тотальным, то оно обречено на провал. Второе направление – как это было всегда в истории – евангельское, творческое осмысление жизни. Церковь возникла в Римской империи, пережила эпоху гонений, потом была христианская империя, потом начался период ересей, потом империя распалась… и Церковь всегда выходила с честью из всех этих ситуаций. Почему? Потому что она осмысляла современность, те исторические условия, в которые ее поставил Бог, а не отрицала их. А те, кто отрицал, оказывались в расколе, в ереси.
      Мне кажется, что на вызовы времени церковные люди должны реагировать с бодростью, некоторым даже задором: Господь дает нам что-то новое, и мы должны это евангельски осмыслить. Это очень интересно.

Размещено 27.12.2008
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz