Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Списатель

      Сергей Александрович Нилус (1862-1929), хотя и не считался журналистом, но дар имел сугубо журналистский: донести до читателя чьи-то слова, чьи-то мнения, чьи-то поучения, что-то пересказать, что-то переписать буква в букву, — вот что было его призванием, его миссией. Величали его писателем, а сам он называл себя «списателем».
      Нилус, если вспомнить одно длинное, неуклюжее словечко, — популяризатор. Окружающие его люди молились, восходили на высоты духовные, сочиняли, пророчествовали, философствовали, наконец, с риском для жизни похищали тайные масонские документы — Сергей Александрович обо всём этом исправно сообщал широкому читателю. Честь ему за это и слава! Безценные записки Николая Мотовилова о Преподобном Серафиме, интереснейшие дневники русских подвижников благочестия, записи бесед с оптинскими старцами, конечно же, «Протоколы Сионских мудрецов» — всё это дошло до читающей публики благодаря Сергею Александровичу. Низкий поклон!
      Орловский землевладелец, богатый помещик, светский человек, весьма «комильфо», близко стоящий ко двору, первую половину жизни он пускался во все тяжкие, многое растратил, разбазарил (тут не о деньгах только речь) и к старости блудным сыном потянулся к Матери Церкви. И сколько смог, послужил ей — не богословствуя и не философствуя, не молитвой и не постами, но, выражаясь образно, сидел на церковной паперти и собирал крохи на духовное пропитание у проходящих мимо, после чего делился этими крохами с нами, читателями. Ни на что большее, чем это духовное собирательство, Сергей Александрович не претендовал, и оставался вечным новоначальным, вечным студентом духа — потому так и нравятся его книги именно новоначальным христианам… Но ведь им тоже надо что-то читать!..
      И появляется порой не очень-то доброе желание: отделить сливки от молока, посмотреть, что он представлял собой как самостоятельная творческая, мыслящая личность, вне цитат, вне чужих текстов, вставленных в собственные книги, вне чужих мыслей и чужих прозрений… Что мы увидим тогда?.. Ведь вольно или невольно, а все тексты, опубликованные в его книгах, неискушённый (или злонамеренный) читатель Сергею Александровичу же и приписывает, вплоть до того, что многие до сих пор настаивают: «Протоколы Сионских мудрецов» — сочинение Нилуса и более никого!..
      Кстати, и о книге «Близ есть, при дверех», куда «Протоколы» входят составной частью… Сейчас, перечитывая её, не можешь не заметить, как много в этом труде именно новоначальной увлечённости. Идея «антихриста как близкой политической возможности», скорого конца света, вселенской катастрофы, морей крови — как легко всем этим захватить душу человека, впервые встречающегося с христианской эсхатологией! Но тот, кто хотя бы приступал, кто попытался хоть раз бороться с собственной душой, не очень пугается близости последних времён: своего личного антихриста мы носим у себя на плечах, а собственная смерть не менее апокалиптична для каждого, чем всеобщий конец света. Мир после Воскресения Христова, видимо, всегда, во все века одинаково близок к гибели: антихрист мог прийти во времена и Нерона, и Чингиз-хана, и Наполеона, и нынешняя эпоха глобализации точно так же может родить сына погибели, как и рухнуть перед новым расцветом благочестия. Лукавый и прелюбодейный мир всегда удерживается десницей Господней на грани пропасти, — нам ли, православным, уподобясь Свидетелям Иеговы, дотошно высчитывать сроки и выискивать знамения, пытаясь предопределить волю Божию? А Нилус до конца дней своих этим занимался, и в старости высчитывая: 1922 год… Нет, 1933 год…
      Безконечные разговоры о близком конце света породили в наши дни странную, жуткую формулу: «Христианство — это религия поражения». Если не ошибаюсь, имеется в виду вот что: сколько ты тут ни копошись, сколько ни строй храмов, сколько ни борись за души человеческие — всё равно явится антихрист и все твои труды пойдут прахом; так и в Апокалипсисе написано, так, стало быть, и Христос учит, и цель, стало быть, земного бытия Церкви — капитуляция перед антихристом. Религия поражения!
      Что тут возразить? Да и надо ли? Вообще-то в прежние времена считалось, что христианство, в отличие от многих прочих вер, — это религия именно победы. Победы, победившей мир. Мы поклоняемся Победе, случившейся в прошлом (Воскресение Христово) и чаем Победы, обещанной в будущем (Второе и славное пришествие Господне). А все частные, маленькие, отдельные поражения — они даже незаметны в ослепительном сиянии этих двух Побед. И антихристовы гонения, когда бы они ни начались и какую бы массу верующих ни затронули, — это тоже отдельная, частная, на исход битвы не влияющая неудача.
      Христианин не антихриста ждёт, а Христа. Страшный суд — вот что много страшнее любых гонений: чем оправдаемся перед Господом? Вот о чём говорить-то надо, вот к чему готовиться, а не следить за приближением того дня, о наступлении которого «никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32).
      Но что же, зря трудился Нилус, зря он собирал свидетельства, составлял из них книги? Зря ли и генерал Рачковский, руководитель русской зарубежной разведки, рассылал агентов в масонские ложи и вытаскивал на свет Божий рукопись «Протоколов»? Белоэмигранты плакали, вспоминая в 20-х годах слова Нилуса, сказанные им ещё в 1909 году: «Наступает время, пред которым бледнеет Пугачевщина и Разинщина». Не послушали! Посмеялись! «Протоколы» на высшем уровне не обсуждали, ограничились частными пересудами… А ведь могли бы если не предотвратить, то надолго отодвинуть катастрофу 1917 года… Значит, была своя правда и в Нилусовских предсказаниях. Только часть правды: ведь Октябрьский переворот концом света не стал и даже Россию убить не смог — но нам и этой малой части хватило…
      Сергея Александровича большевики, как ни странно, не очень-то преследовали. Сам он рассказывал, что в беседах с чекистами его всегда выручала такая фраза: «Если вы меня расстреляете, то этим докажете правильность написанного моих книгах!» — «Вот в том-то и дело!» — злились красные.
      Умер он в ссылке, в селе Крутец Владимирской области, 14 января 1929 года, в доме священника Василия Смирнова, в канун праздника Преподобного Серафима Саровского, которого всегда глубоко почитал и которому поручил свою жизнь. Дочь отца Василия вспоминала: «Приехал молодой врач и, открыв дверь в их комнату и увидев умершего, остановился и сказал: "Какой красавец". Так он был поражен красивым и спокойным лицом покойного, лежащего с крестом в сложенных на груди руках. Он осмотрел тело и написал заключение: "Разрыв аорты". На могиле Сергея Александровича мой брат поставил крест, сделанный им самим. На кресте, под именем покойного, мы написали: "Честна пред Господем смерть преподобных Его", а на обратной стороне: "Тайну цареву добро храните, дела же Божия проповедати честно"

А. Максимов

Размещено 01.01.2009
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz