Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Кащеева цепь в кладовой солнца

      ...Михаил Пришвин родился в 1873 в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии (Липецкая обл.), в купеческой семье. Состояние было промотано отцом и семя осталась без средств к существованию. Образование дети получили благодаря их матери. В 1883 году Михаил Пришвин поступил в Елецкую гимназию, но был отчислен из 4-го класса "за дерзость учителю". Заканчивать обучение пришлось в Тюменском реальном училище. В 1893-1897 Михаил Пришвин учился в Рижском политехническом институте, в 1897 был арестован за участие в марксистских кружках, провел год в Митавской тюрьме, а затем выслан в двухгодичную ссылку в Елец. В 1900-1902 учился на агрономическом отделении Лейпцигского университета, по окончании которого работал в Луге земским агрономом, опубликовал несколько статей и книг по специальности.
      К слову, за границей Пришвин влюбился в девушку-студентку, "взвился" от отказа и переключился на поэзию. Он вернулся на родину. Начинающий ученый, он бросил науку и утонул с головой в искусстве. Невеста осталась в Англии, увяла и засохла конторщицей банка. На границе душевной болезни, страдая от одиночества, непрестанно думая о потерянной невесте, Пришвин сошелся с простой, неграмотной, "первой попавшейся и очень хорошей женщиной" Ефросинией Павловной и прожил с ней долгую жизнь. Но до старости он видел во сне утерянную невесту.
      М. Пришвин начал печататься в 1898. В 1906, в журнале "Родник", был опубликован первый его рассказ – "Сашок". В литературных кругах имя Пришвина становится известным в 1907-1908, после публикации путевых очерков ("В краю непуганых птиц", "За волшебным колобком"), появившихся в результате знакомства с этнографами Шахматовым и Ончуковым и путешествия по северу (Олонец, Карелия, Норвегия) и по Заволжью ("У стен града невидимого"). Очарованный странник, Пришвин жадно начал впитывать душой, умом и сердцем всю первородность севера – фольклорную, бытовую, этнографическую. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем.
      В 1910 писатель путешествовал по Крыму и Казахстану. В 1912-1914 появилось первое собрание сочинений Пришвина. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, в 1918-1922 работал сельским учителем на Смоленщине. В 1919 в Ельце казаки Мамонтова чуть не расстреляли Пришвина, приняв его за еврея.
      Горький написал Пришвину из Сорренто 22 сентября 1926: "Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта её, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было….Ни у кого… не находил я все охватывающей, пронзительной и ликующей любви к земле нашей, ко всему её живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину "отца и хозяина всех своих видений". В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь – подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами. И когда я читаю "Фенологические" домыслы и рассуждения Ваши – улыбаюсь, смеясь от радости, до того это все изумительно прелестно у Вас… Все у Вас сливается в единый поток живого, все осмыслено умным Вашим сердцем, исполнено волнующей, трогательной дружбы с человеком, с Вами – поэтом и мудрецом".
      Очерки Пришвина разнообразны по географии: Север, Дальний Восток, Средняя Азия, Волга, Запорожье и Средняя Россия; за первую книгу его избрали действительным членом Географического общества. Однако Пришвин всегда выше "чистой географии": начиная как будто с простого исследования, он поднимается в философские, поэтические, духовные сферы, к глубокому искусству. Он не географ, а поэт, именно что певец русской природы.
      Пришвину принадлежит такое важное понятие, как творческое поведение. Ища уединения в природе, много путешествуя по стране, он сосредоточенно и целеустремленно думал о глубокой, органичной связи с миром и людьми. Он хотел творчески выстроить свой внутренний мир не только на отвлеченном разуме или слепом чувстве, но на целостном органичном мировосприятии, соединяющем явления в осознанном и просветленном переживании "родственности". Именно мировоззренческие, философско-этические искания главного героя Курымушки-Алпатова – в центре автобиографического романа Пришвина "Кащеева цепь", работа над которым начата в 1922 и продолжалась до конца жизни. Конкретные образы здесь также несут в себе второй мифологический, сказочный план (Адам, Марья Моревна и т. д.). Человек, по мысли автора, должен разорвать кащееву цепь зла и смерти, отчужденности и непонимания, освободиться от пут, сковывающих жизнь и сознание. Скучную повседневность нужно превратить в каждодневный праздник жизненной полноты и гармонии, в постоянное творчество. Романтическому неприятию мира писатель противопоставляет мудрое согласие с ним, напряженный жизнеутверждающий труд мысли и чувства, созидание радости.
      Поначалу разделявший романтическую веру большей части русской интеллигенции в революцию как духовно-нравственное очищение, как путь к новой человечности, Пришвин быстро осознал гибельность революционного пути. Выученик высокой культуры XIX в., писатель видел жизнь страны Советов достаточно трезво, доходя до самых горьких выводов (например, о близости большевизма и фашизма), понимая, что над каждым человеком в тоталитарном государстве нависает угроза насилия и произвола. Страх расправы не обошёл и его. Пришвину также, как и большинству других советских писателей, приходилось идти на унизительные компромиссы, о чём он сокрушался в дневнике: "Я похоронил своего личного интеллигента и сделался тем, кто я теперь есть".
      Одна из заветных идей Пришвина, красной нитью проходящая через его дневники, – научиться полно жить в настоящем, ценить его, находить для него наиболее совершенные формы, выявлять в окружающем мире его светлые, добрые начала.
      Культуру Пришвин считал важнейшим средством поддержания жизни: величайшая роскошь, обеспеченная культурой, – это доверие к человеку: среди вполне культурных людей жить можно и взрослому как ребенку. Пришвин утверждал родственное внимание и сочувствие (ключевые пришвинские слова) не только как этические основы жизни, но и как величайшие блага, дарованные человеку.
      В 1937 Пришвину удалось получить квартиру в Москве, где он жил с 1923, и он поселился в доме писателей, напротив Третьяковской галереи. Как писал потом сам, "устраивая уединенное жилище, выбирал квартиру повыше, на шестом этаже, – "препятствие" для Ефросиний Павловны, чтобы она, боясь пользоваться лифтом, пореже приезжала в Москву". Пережив в последние годы жизни большую любовь к молодой женщине (словно вернулась к нему та, "заграничная" невеста из молодости), Валерии Дмитриевне Лиорко, в замужестве Лебедевой, а позднее – Пришвиной, писатель скончался 16 января 1954 в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Петр Маслюженко

Размещено 13.01.2009
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz