Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Зависимость от… Бога?

      В современном мире множество людей страдает от всякого рода зависимостей: от алкоголя, наркотиков, телевизора, компьютера, еды, других людей. А возможна ли зависимость от… Бога? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы понимаем зависимость. Для того, чтобы понять зависимость, надлежало бы проследить, откуда она проистекает. Некоторые исследователи считают, что зависимость связана с врожденной склонностью отдельных людей, т.е. она не появляется у человека в процессе жизнедеятельности, а что он рождается с биологическими предпосылками к зависимости.
      Согласиться с таким мнением – значит списать всю вину на натуру (биологию). А натуру, как известно, не изменишь. Вывод сторонников такой позиции: человек не несет моральной ответственности за врожденные изъяны натуры, значит он не обязан (нет смысла) пробовать менять то, что он не может изменить. В итоге – человек должен поддаться зависимости, потому что перед ней (как частью натуры) он бессилен. Не надо большого ума, чтобы понять, что такой путь умозаключений приводит к абсурду и способствует моральной деградации человека. Хотя следует заметить, что действительно существуют биологические (физиологических) ПОСЛЕДСТВИЯ у потомства зависимых родителей, отравляющих свой организм какими-то химическими средствами. Но последствия зависимости – это не причина, а только последствие!
      Если зависимость понимать как приобретенную психическую склонность, развитую в процесе неправильного воспитания или как способ бегства от проблем, то с ней можно и нужно бороться. Ведь человек властен над приобретенным. И хоть моральную ответственность за данную зависимость личность может пробовать перебросить на окружающую действительность (плохое прошлое, среда, родители, воспитатели, здоровье и т.д.), однако она несет полную ответственность за свои действия по отношению к осознанной зависимости. Существуют, конечно, аргументы, смягчающие ответственность, но они её не отменяют.
      Глубинная причина зависимостей кроется чаще всего в несогласии личности с реальным миром. Человек склонен раскладывать всё, с чем встречается в жизни, по “полочкам” (давать названия, определять понятия, объяснять смысл и значение и т.д.). У человека есть понимание того, что реальный мир может быть лучше. Чем хуже действительность, тем больше искушение бежать от нее или в другую (лучшую) среду, или (если нет возможности бежать) отдаться грезам о прекрасном возможном (идеальная виртуальная реальность). Второй тип бегства от трудной действительности чаще всего выражается во внешней пассивности и внутренней (психической) активности, т.е. буйных фантазиях. Современная цивилизация создала такого рода “беглецам” возможность не напрягать своё воображение, а просто потреблять уже готовые на любой случай виртуальные реальности, достаточно только включить телевизор или компьютер. Так рождаются “современные” зависимости, несколько отличные от “классических”, когда усталая от неразрешимых проблем и провалов реального мира психика просто “расслаблялась” посредством алкоголя, наркотиков или других средств.
      Одним из самых изощренных способов бегства от реального мира может стать и зависимость от… “Бога”, т.е. использование искусственного (придуманного) образа Всевышнего как средство (оправдание) ухода в мир грез. В практике это проявляется в том, что человек, оправдываясь высокими идеалами, может убегать от трудностей в семье, на работе, бежать от неудач в личной жизни, замкнуться на окружение. И всё это он будет делать как будто во имя Бога, которому желает “отдаться”, “служить” и т.д.
      Как отличить настоящее служение Живому Богу от (невротической) зависимости от вымышленного “бога”? Больная личность прежде всего будет замкнута на какую-либо критику внешнюю (от других) и внутреннюю (собственную). Зависимый от “бога” человек будет придумывать всякого рода табу, закрытые темы, эмоционально и непропорционально реагировать на всякого рода замечания, которые ставили бы под угрозу (сомнение) его мир. Внешне такой человек будет себя вести как типичный невротик, будет бежать, бурно реагировать и ненавидеть реальность. Начало каждой зависимости – это разочарование в действительности, дефицит любви.
      Осознавая опасность замены здоровой веры на невротические религиозные вымыслы, следовало бы сделать практические выводы. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что настоящий христианин – это человек, живущий реальным миром, оптимистично окунающийся в гущу действительности. Христианин понимает, что главный источник проблем человека – это отрыв сферы воображения от реального мира. Умение отличить реальное от вымышленного, факта от полета фантазии – великое задание и источник здорового духа. Умение самокритично смотреть на свои знания, веру, взгляды, желание понять другого человека, доверие учению Церкви, открытость на компетентного духовника – гарантия нормальной веры и шанс построить настоящие отношения с настоящим Богом. Человек слишком слаб, поэтому без открытости на настоящего Бога и Его помощь (благодать) легко в трудной ситуации поддаётся искушению бежать от действительности, не задумываясь о последствиях. Обострённая в момент трудности тоска по прекрасному, по Раю, отделяет человека только на шаг от бегства в мир грез, где он уже не неудачник, а святой. И есть много спекулянтов на этой тоске души по Небу.
      Потому что чем грязнее земля, тем краше кажется Небо. И не знающий Живого Бога человек побежит за любым миражом и будет готов платить самую великую цену за то, чтобы хоть на мгновение очутиться в Раю. И если нет нормального контакта с настоящим Богом, предлагающим настоящий Рай, то человек будет пробовать найти соответствующих его потребностям “заменителей”: алкоголь, наркотик, работу, виртуальный мир и… “бога”.
      Чтобы не обманывать себя, стоит помнить об опасности зависимости от “бога”, не бояться бесед с духовником и обязательно познавать Живого Бога, чтобы не променять Его ни на какие “заменители”.

Священник Андрей Рылко

Размещено 14.11.2009
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz