Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Великий Пост и маленькие дети: здоровье, воспитание и современная практика

      Сегодня все больше наших соотечественников соблюдают пост. Конечно, в первую очередь – Великий. И если пост взрослого человека воспринимается как «религиозные убеждения» или «мода», то детский пост нередко считают «варварством». Так ли это? Поститься детям – зачем? Как? Не опасно ли для здоровья? Предлагаем мнение доктора, интервью со священником и опыт поста "всей семьей".

Мнение доктора

      Начнем с самого острого вопроса. Пост – и здоровье ребенка. Здесь мы можем обратиться к мнению врачей – и обнаружить: как во многих других вопросах, единственного ответа мы не найдем. Так, распространено мнение, что ребенку (до завершения подросткового периода, т.е. примерно до конца школы) совершенно необходимо ежедневно употреблять определенное количество мясных и молочных продуктов.
      Но есть и другая позиция. Известный московский педиатр с более чем пятидесятилетним стажем, к.м.н. А.М. Тимофеева в своей книге «Беседы детского доктора» пишет:
      «Бытует мнение, что только мясные продукты могут обеспечить все необходимое для растущего организма и насытить его, что мясные продукты полезны как старым, так и молодым, больным и здоровым... А как вообще правильно питаться? Это очень серьезный вопрос. Надо учитывать не только состояние окружающей среды, но и климат, географическое положение, религиозные воззрения каждого народа.
      В России всегда были приняты очень большие перерывы в приеме мясной пищи... Ели каши, овощи, ягоды, грибы... Не стоит ли вернутся к опыту прошлых лет? Очень многих болезней можно было бы избежать, правильно организовав питание.
      Детям полезно иметь не менее двух вегетарианских дней в неделю, а в остальные дни мясные блюда должны не употребляться не чаще одного раза в день...
      ...Вы убедитесь, что кишечник начнет нормально работать, исчезнут такие неприятные явления как вздутие живота, отрыжка, тяжесть в правом предреберье, запоры... Подобное питание предохранит детей от многих хронических заболеваний пищеварительной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, и особенно от аллергических состояний» (с. 92-93).
      Когда начинать поститься – об этом А.М. Тимофеева говорила в интервью, данном нашему сайту:
      «Во время поста можно спокойно снять мясное уже в том возрасте, когда ребенок начинает переходить на такую пищу. Я никогда не видела, чтобы отсутствие мяса приводило, как считает официальная медицина, к малокровию, к снижению прибавки в весе. Если дети не едят в пост мясного - у них аллергия снимается! И облегчается процесс пищеварения... Если ребенку больше двух лет, и у него какие-либо аллергические проявления, то ему просто необходимо убрать не только мясо, но и молоко. Рыбку можно давать. Здесь нужно посоветоваться с духовником. Если благословит - я легко снимаю и рыбу - это только на пользу малышу. И для беременных пост тоже полезен»…
      Таким образом, если вы согласны с подобной позицией, можете спокойно поститься всей семьей, невзирая на возраст ее членов – исключая грудного малыша, который будет, конечно, продолжать есть мамино молоко. Но если вы считаете, что лишаете вашего ребенка полноценного питания, да еще неизвестно ради чего – лучше, конечно, изучить вопрос более тщательно. Ведь отвечаете за вашего ребенка только вы сами.

Духовная сторона вопроса - интервью со священником

      Но не кормить ребенка мясом, может быть, и молочными продуктами – это не пост. Это вегетарианская диета. Пост взрослого человека – это духовная практика, установленная церковной традицией. И здесь возникает другой вопрос – в чем тогда смысл «детского» поста, зачем вообще ребенку пост.
      Об этом мы спросили священника Максима Первозванского, главного редактора журнала «Наследник», отца девяти детей:

      С точки зрения Церкви – необходимо ли ребенку поститься?

      На этот счет нет задокументированного мнения Церкви. При этом существуют разные традиции.

      С какого возраста – тоже нет определенного мнения?

      Некоторые постятся с трех лет, некоторые с семи, но определенного понятия о том, как поститься ребенку и с какого возраста – тоже нет. В некоторых семьях постится вся семья, и дети постятся с момента перехода на общий стол. В пост просто нет в холодильнике ни мясного, ни молочного. При этом маленькие дети могут есть свою «специальную» молочную еду. В советское время многие священнослужители считали, что в пост ребенка должен быть только «без конфет», а все остальное – можно. Кто-то считает, что в пост ребенок должен не есть только мясо.
      Есть два момента. Пост – ценность не сама по себе. Это вопрос сознательной жизни человека. Это духовная практика, а не заповедь Божия. Хотя сказано – «род сей изгоняется молитвой и постом», это помощь в борьбе со страстями.

      А для ребенка тогда в чем смысл поста?

      Здесь другой момент – педагогический. Пост приучает детей к воздержанию. При этом если в 7 – 8 лет ребенок не привык отказываться от мяса, ему будет уже очень тяжело научиться воздерживаться от каких-то продуктов. Так что самый простой способ приучить детей к посту – сделать пост частью жизни: как чистить зубы, ходить в школу.

      Как ребенку поститься в нецерковной школе?

      Если дети постятся дома, то им нужно поститься и в школе. Именно в такой ситуации пост становится сознательным выбором ребенка. Когда «домашней» привычки к посту нет – это сложно, конечно. А когда ребенок привык к посту, он уже сам хочет поститься. К тому же сейчас не советское время, в школе обычно и со стороны учителей, и со стороны других детей отношение к этому нормальное, ребята даже говорят: «О, ты постишься – круто!». Можно брать постную еду с собой. Рыбные котлеты, бутерброд с рыбой. Кстати, рыбу разрешают употреблять школьникам даже в самый строгий пост, и к тому же это отличный источник белка.

      Как постятся дети в вашей семье?

      С момента перехода на общий стол. В пост на столе у нас не бывает ничего непостного. Хотя маленькие дети едят свое молочное. Например, трехлетний малыш на ночь получает бутылку с кефиром.

Как это бывает в обычной современной семье

      Теперь перейдет к вопросу «как». На самом деле действительно, дело в привычке. Я постилась с тех пор, как себя помню. Училась в обычной школе (уже не в советское время) – в пост брала с собой, например, яблоко (это в добавление к школьному завтраку, если будут давать сосиску: хлеб съедала, компот выпивала, и яблоко в довесок). На обед в школе обычно вполне постное первое, а на второе – знаю, мне повезло в жизни – наши школьные повара готовили специальную постную еду «для постящихся». И пока все ели котлеты, некотрые – и нас было не так чтобы сильно мало – с удовольствием уплетали картошку с квашеной капустой (между прочим, кладовая витаминов, которую «непостящиеся» не получали). В институте тоже в столовой Великим постом в меню ставили пометки: «постное». Вообще сейчас народ постится, так что никакого изумления этот факт не вызывает. Никто пальцем не тычет, и у виска не крутит.
      Если дома на столе только постное, никакого подвига нет в том, чтобы не съесть мяса. Поди его найди. А вот в обычной школе простой обед - уже испытание силы воли. На самом деле нередко бывало, что очень хотелось эту самую сосиску съесть. И кругом все едят, едят, а у тебя внутри все сводит – нет, конечно не от голода, а от желания, почти страсти. Но если все знают, что ты «постишься», и вдруг увидят тебя с сосиской... Стыдно уже. Потом, к средней школе уже не так сложно. Кстати, это неплохой пример того, что ребенок обособляет себя от других детей, понимает, что он не должен и не может вести себя как все. Сначала – не есть сосику, хотя все едят. Потом – не курить, хотя все курят. Потом – не страдать от того, что «мне уже двенадцать, а я до сих пор ни с кем не целовалась». Ведь я со всеми, но не как все, это уже привычка – не следовать за большинством, а спрашивать себя: мне-то как лучше поступить? К тому же и одноклассники воспринимают такого «постящегося» в особом свете (даже дети в состоянии оценить подвиг добровольного отказа от колбасы), и в итоге часто «разрешают» ему быть «не как все», хотя другим обычно не спускают такой «провинности». Эта наша Маша «верующая», поэтому не пьет с нами на перемене «Кровавую Мэри», а вовсе не потому, что синий чулок. Здесь главное с самого начала считать и показывать все это как собственные убеждения, а не то, что «не повезло с родителями» - но это другой совсем разговор...
      Итак, пост для детей. Это, конечно, не так просто организовать, даже если поститься вся семья. Пост может быть тяжким, скучным, непрерывным ожиданием «когда же он, наконец, закончится?! Еще целых шесть недель – да это полтора месяца!!!». А может быть так, что пост – в радость, даже детям. У нас в семье как раз это получается. Основной секрет – в том, чтобы пост... не был той самой «просто диетой». Задолго до поста мы, родители, напоминаем – скоро пост. И ни в коем случае не с тоской, и ни с тем, что побольше мяса есть, до поста наесться. Наоборот – с радостью. Дети хорошо чувствуют настроение родителей, и ловят именно его, а не морализаторские рассуждения. Перед Великим Постом на Масленицу – или в первый же день поста – мы вместе с детьми делаем «Календарь на пост». Большой лист, семь недель (на каждой строке – одна неделя). Над каждой неделей – свое название. Самые строгие недели – первая и четвертая обозначаются фиолетовым, страстная – каждый день совсем черный, «грустный» (кстати замечу, что некоторые постятся не все семь недель, а только эти «строгие» три недели). Все воскресенья делаем веселыми, желтыми или красными, и обязательно – с названием («Торжество Православия» и т.п.). И обязательно заканчиваем пасхальным днем – самый веселый, белый с красным, с яичком, или вырезанную открыточку приклеиваем. С детками постарше можно перейти к еще одному, очень важному аспекту поста – духовному. Например, выяснить, какой недостаток – один, не так важно, какой – можно попробовать исправить за этот пост. Не дразнить сестру. Или убирать за собой в комнате. Или не обманывать. Или не грубить бабушке.
      В первый день Великого Поста (в русской традиции – «Чистый Понедельник») у нас день наведения порядка. Моем полы, дети тоже с тряпочками все чистят, протирают дверные ручки; сами моемся, надеваем все чистое. И потом весь дом кадим ладаном. На иконы вешаем черные, «постные» полотенца, меняем на кухне тюль – вместо праздничной, которая висела с Рождества, вешаем зеленую. То есть делаем весь дом «особенным», «постным», это настраивает на определенный лад. И вешаем на холодильник тот самый календарь. Наши дети знают, что все это будет в первый день поста, и с нетерпением ждут этого дня.
      Следующий этап поста – четвертая неделя Великого поста, Крестопоклонная. Тоже «строгая». В третье воскресенье поста (вернее, под воскресенье) в храме выносят крест для поклонения, и все трижды делают земной поклон, поют «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». То же самое делаем и дома потом всю неделю. Уже необычно и интересно, правде? Но этого мало – по старинной русской традиции мы с детьми печем на этой неделе печенье в виде крестиков. Дети сами делают перекладинки и украшают крестики присыпками и ягодами. В пятое воскресенье поста, в день Иоанна Лествичника опять-таки по традиции печем из теста «лестницы». А там уже на подходе Лазарева суббота, и шестое воскресенье поста – Вербное, с вербочками, цветами... А там и страстная неделя, где почти каждый день – особый: в среду Иуда предал Христа, в четверг – день Тайной Вечери, Причастия, а вечером – 12 Евангелий, после которых надо донести до дома огонек из храма... Потом, в пятницу, день Распятия, вынос и погребение Плащаницы. Дети, конечно, бывают не на всех этих службах, но и небольшого участия достаточно для того, чтобы помнить эти дни, ждать и жить ими. А еще готовиться к пасхе – делать открытки, украшения для дома, красить яйца, деревянные и съедобные... Если знать все это – что ждет тебя постом, если отмечать эти дни на календаре, то пост оказывается не тоскливым черно-серым никак-не-заканчивающимся однообразием, а особой жизнью, которой нет и не может быть в другое время.
      А напоследок хочу сказать о том, что еще в детстве, еще в самом начале моей «постящейся» жизни я хорошо усвоила: без поста праздник совсем не тот. Мне всегда было жалко тех моих друзей, кто встречал пасху без поста. Если дни оказываются особыми, и еда становится особенной, и начинаешь всегда заново открывать для себя вкус обычной пищи. Это всегда – свежее, что ли? – ощущение жизни. Если елка будет стоять всегда наряженой – она больше не принесет в дом праздник. А еще я поняла уже сейчас, когда пощусь вместе со своими детьми: когда нельзя мясо, начинаешь открывать для себя такое многообразие растительной пищи, и котором часто напрочь забываешь в «скоромные» периоды. Оказывается, есть такое море способов приготовить овощи, каши! Но... все-таки, действительно, поститься совсем не обязательно. Не обязательно не есть молочного и мясного. Обязательно помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, приносить мир и радость нашим близким, особенно, мужу, родителям, детям. А если не есть мяса и при этом огорчать тех, кто рядом – то пост станет просто вегетарианской (и очень полезной, конечно) диетой, и больше ничем.

Анна Сапрыкина

Размещено 25.02.2010
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz