Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Божий Храм в Храме науки

у в е л и ч и т ь
      Московский Государственный Университет дорог сердцу каждого мыслящего человека как источник подлинного знания, как хранитель просвещения. В 1995 году ему исполняется 240 лет. Тем более замечательно, что в научной и студенческой среде МГУ возникла православная община христиан, пожелавшая возродить деятельность университетской церкви святой мученицы Татианы, с именем которой связано рождение самого Университета. Именно в день памяти святой мученицы по ходатайству обер-камергера Ивана Шувалова императрицей Елизаветой был подписан сочиненный профессором Ломоносовым Устав первого российского университета. Дочь Петра I продолжила начинания отца в деле светского образования и пожаловала на нужды учебному заведению крупную сумму денег и земли с прилежащими на них строениями.
      В царствование Екатерины II Университет укрепился, расширился. Она повелела устроить при факультете врачебных и медицинских наук анатомический театр и предоставила Университету несколько новых зданий, в одном из которых была заложена Домовая церковь. Стараниями попечителей и директора Фонвизина в 1791 году церковь эту, «сооруженную Императорским Московским университетом в доме своем в незабвенную память своего заведения», освятил митрополит Московский Платон (Левшин), известный проповедник, законоучитель наследника престола, автор многих книг и выдающийся педагог.
      Таким образом в храме науки возник Храм Божий. Истинно любящие родное просвещение люди всегда понимали, что «никакие самые богатые приспособления и научные пособия не принесут пользы, если над всем этим не будет Божьего благословения». Екатерина II в 1792 году прислала в храм полную ризницу с богатою утварью. Наличие церкви в стенах Университета не превращало его в богословское заведение, но придавало Университету целостность и завершенность, поставив над всеми его начинаниями животворящее действие Святаго Духа.
      Соединение имени св. мц. Татианы с судьбою Московского университета тоже имеет глубокий смысл. Дочь богатого и знатного римлянина, бывшего консулом, тайного христианина, Татиана была воспитана в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетнего возраста, она решила жить в девстве и целомудрии и посвятить себя служению Христу. Татиана была поставлена диаконисой и стала проповедницей истинного просвещения, помогая обездоленным, ухаживая за больными, спасая гонимых. При римском императоре Александре Севере около 222 года Татиана подверглась жестоким истязаниям за веру и приняла вместе с отцом мученическую кончину. В отличие от веры в общие начала и логическое построение жизни в соответствии с ними, в жизни и мученическом венце св. Татианы нам явлен пример истинного служения Богу и любви к ближним. Странно было бы думать, что науки могут объять и исчерпать жизнь со всем ее бесконечным разнообразием. Знание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли. И сегодня мы встречаем много умных, острых памятью и воображением образованных людей, которые оказываются бессильны и нерешительны в момент перехода от знания к делу, в момент принятия ответственного и нравственного решения. Искусству взяться за дело, выполнять его добросовестно, дисциплинированно во имя любви к Богу, Отечеству, ближним учит церковная жизнь.
      Не следует думать, что университетская церковь в XVIII веке была открыта без борьбы. Вольнодумство, преувеличение роли светского образования в развитии общества по сути дела явились новой формой древнего прародительского искушения — соблазна стать «яко боги».
      История церкви св. муч. Татианы теснейшим образом связана с историей Университета и трагическими судьбами нашей Родины. В 1812 году во время вступления в Москву французов и сильнейшего пожара здание храма сгорело вместе с первым университетским корпусом. Лишь в 1837 году, когда закончилась перестройка главного усадебного дома Пашковых, отошедшего вместе с землями в ведение Правления Московского университета, снова встал вопрос о Татьянинском храме. Под него переделали часть дома Пашковых. Работами этими безвозмездно руководил известный русский архитектор-классицист Евграф Тюрин. Уникальный для православного храма мастер — Иван Витали. Здание храма было освящено выдающимся иерархом XIX столетия митрополитом Московским святителем Филаретом (Дроздовым), поэтом, духовным писателем, по инициативе которого был издан русский перевод Библии и с участием которого составлялся Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян. Прихожанами университетского храма были многие поколения российской интеллигенции — Фонвизин, Грибоедов, Тургенев, Тимирязев, Пирогов. Ключевский, Соловьев, братья Аксаковы… В церкви крестили, венчали, совершали требы. Именно здесь в 1852 году отпевали Николая Васильевича Гоголя. Ежегодно 12 января — в день памяти святой мученицы Татианы — в храме совершался торжественный молебен, который служил непременно архиерей в сослужении настоятеля храма. Под церковными сводами звучал Акафист — хвалебное. молитвословие в честь св. муч. Татианы, после чего следовали светские торжества. С той поры пошла традиция праздновать Татьянин день как праздник русской интеллигенции, культуры и просвещения.
      Летом 1919 года университетская церковь была закрыта. Она разделила участь многих русских православных храмов. Помещение передали сначала под нужды библиотеки, затем — под студенческий клуб и театр. До недавнего времени в этом здании, выходящем на Моховую улицу полукруглой дорической колоннадой, шли театральные спектакли и ночные развлекательные шоу, что, по нашему мнению, является трагическим последствием десятилетий господства богоборческой власти. Ну нельзя же, прости Господи, в церковном здании ставить пьесу «Приди ко мне в постель, или Любовь со скелетом», о чем сообщала афиша видная отовсюду.
      Тяжело наблюдать результаты нравственного одичания, охватывающего наше «цивилизованное» общество. Разруха, нищета, национальные конфликты — все это следствие расстроенного религиозного сознания народа, насильственно увлеченного ложной идеей земного рая.
      Восстанавливать прерванные духовные связи предопределено нам. Трудностей бояться не стоит — ибо с нами Бог. Мы надеемся, что с Божией помощью домовая церковь МГУ возродится. Возродится и будет служить по своему прямому назначению, внося теплоту церковной жизни в стены Университета, охраняя и очищая наши души.

Протоиерей Максим Козлов

Размещено 20.04.2010
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz