на Главную страницу
|
Таинство покаяния
| | | |
| | | | |
Покаяние – это таинство, в котором священник властью Господа нашего Иисуса Христа отпускает грехи искренне кающегося в них на исповеди. В этом таинстве нам даруется прощение наших грехов, избавление от вечного наказания за них и особая благодать для борьбы с искушениями.
В Нагорной Проповеди Христос сказал об условии прощения Богом наших грехов: “Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6:14-15). Итак, мы можем приступать к таинству покаяния только тогда, когда искренне простим всех своих обидчиков и должников, когда изгоним из сердца злобу на других людей, попытаемся примириться с теми, с кем были в ссоре, и попросить прощения у тех, перед кем мы виноваты.
Однако, для того, чтобы получить прощение грехов в таинстве покаяния, необходимо выполнить еще пять условий:
1. Испытание совести.
2. Искреннее сокрушение о грехах.
3. Твердое намерение больше не грешить.
4. Искренняя исповедь.
5. Удовлетворение за грехи Богу и ближнему – то есть исполнение наложенной священником епитимии (это могут быть усиленные молитвы и дела милосердия), а также посильное возмещение ущерба, причиненного другим людям.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ТАИНСТВУ
Исповедание грехов в таинстве покаяния требует серьезной предварительной подготовки со стороны кающегося. Она может быть довольно-таки короткой (это вполне уместно для тех, кто привык исповедоваться часто), но может вестись и весьма продолжительное время. Подготовиться к исповеди можно в храме непосредственно перед ее началом или дома перед отходом в храм; иногда полезно начать готовиться к ней накануне или даже за несколько дней.
Готовясь к таинству покаяния, следует, прежде всего, обратиться с молитвой к Богу, ибо без его благодатной помощи невозможно глубокое раскаяние.
Затем необходимо испытать свою совесть: вспомнить, по мере возможности, свои грехи со времени последней исповеди, а также те грехи, которые по каким-то причинам не были прежде упомянуты на исповеди. Приступающим к таинству покаяния впервые нужно вспомнить грехи с семи лет или (тем, кто был крещен в более позднем возрасте) со дня крещения. Следует воссоздать в памяти все случаи нарушения заповедей Божиих – словом, делом, помышлением и упущением (то есть когда мы упустили возможность сделать добро). Особенно важно вспомнить тяжкие грехи и обстоятельства, при которых они были совершены.
Без искреннего раскаяния в грехах не может быть и речи об исполнении таинства покаяния. Нельзя примириться с Богом, оставляя в душе привязанность хотя бы к одному тяжкому греху. Надо помнить, что любым добровольным грехом мы оскорбляем Всесвятого Бога, Творца и Спасителя нашего, воздавая неблагодарностью за все Его благодеяния. Вместе с тем, сознание нашей греховности не должно повергать нас в уныние и отчаяние. Милосердный Бог прощает всякого грешника, искренне кающегося, и дает ему силу бороться с искушениями.
Подлинное сокрушение в грехах должно сопровождаться твердой решимостью исправиться, впредь не совершать тяжких грехов и избегать обстоятельств, располагающих к грехам.
Только после такого приготовления можно приступить к искренней исповеди.
МОЛИТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА К ИСПОВЕДИ
Необходимость молитвенной подготовки к исповеди не предполагает обязательного прочтения каких-то определенных молитв. Кающийся обращается к Богу, сожалея о своих грехах и прося даровать благодать, помогающую искренне раскаяться и обрести решимость оставить прежний греховный образ жизни. Он может высказать все это своими собственными словами, но может воспользоваться и теми молитвами, которые рекомендует Церковь. Например, молитвой Святому Духу:
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Также можно прочесть Псалом 50, покаянный:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
ИСПЫТАНИЕ СОВЕСТИ
Перед началом исповеди нужно вспомнить все свои нераскаянные поступки и внимательно разобраться не только в своем поведении, но и во всех обстоятельствах своей души. Надо явственно осознать все ситуации, когда любовь к самому себе оказывалась сильнее любви к Богу и ближнему.
Если были совершены какие-либо тяжкие грехи (либо если прежде при исповеди они были забыты или утаены, а также, если упоминание их на исповеди не сопровождалось полным осознанием и раскаянием), в них следует раскаяться в первую очередь. Умолчание даже одного тяжкого греха лишает смысла всю исповедь.
Какие же грехи считаются тяжкими? Прежде всего, непосредственная измена Богу: отступничество, хула на Бога, обращение к темным силам, деятельность, направленная против Церкви и ее учения. К тяжким грехам относится также сознательное посягательство на человеческую жизнь, которая есть величайший дар Божий; не составляют исключения попытки прервать свою собственную жизнь, а также жизнь плода во чреве (таким образом, равнозначны убийству не только любые виды абортов, но и использование тех противозачаточных средств, которые уничтожают уже зачатый зародыш). Тяжкими грехами считаются также посягательства на свободу, безопасность, здоровье других людей и чужую собственность. Кроме того, тяжким грехом является нарушение супружеской верности. Ко всему этому следует добавить побуждение других к подобным поступкам или добровольное пособничество им; в числе тяжких грехов – вообще любое соблазнение ко злу других людей, особенно детей (ср. Мф. 18:6-7). Конечно, это не далеко исчерпывающий перечень того, что можно отнести к тяжким грехам: степень тяжести того или иного греха определяется совестью кающегося, поэтому к ней необходимо особенно внимательно прислушиваться при подготовке к таинству покаяния. Однако если в чем-то трудно разобраться самому, об этом следует посоветоваться на исповеди со священником.
Помимо глубокого раскаяния в каждом грехе, результатом испытания совести должно стать и осознание кающимся того, каким грехам и каким дурным наклонностям он сейчас более всего подвержен. Соответственно, следует продумать и то, как успешнее бороться с ними в дальнейшем. В этом также бывает полезен совет священника на исповеди.
При испытании совести могут помочь следующие вопросы:
Когда ты был последний раз на исповеди? Сопровождалась ли она искренним раскаянием? Не забыл ли ты какого-нибудь тяжкого греха? Не утаил ли чего-нибудь из ложного стыда? Исполнил ли наложенную священником епитимию? Исполнил ли его советы? Принял ли ты решение бороться со своим главным пороком? Если да, то осуществил ли принятое решение? Не падал ли духом в борьбе со своими греховными наклонностями?
1. Обязанности перед Богом и Церковью
1.1. Вера
Не сомневался ли ты в существовании Бога, не роптал ли на волю Божию? Стремился ли углубить свое знание истин христианской веры? Не стыдился ли своей веры? Просил ли у Господа помощи при появлении сомнений в вере? Переносил ли терпеливо испытания, ниспосланные тебе Богом для исправления твоей жизни, для очищения твоей души и возрастания в ней любви? Не оказывался ли во власти суеверий, доверия гаданиям, приметам и предзнаменованиям?
1.2. Надежда
Надеялся ли ты должным образом на Бога? Уповал ли на Него в трудностях и в минуты искушений? Не рассчитывал ли только на свои собственные силы? Не впадал ли в отчаяние? Во время смертельной опасности возлагал ли надежды на Бога, дарующего нам жизнь вечную? Не положил ли своего упования в чем-то ином, кроме Бога? Не прибегал ли к гаданиям, магии, ворожбе, спиритизму или оккультным учениям с целью узнать что-либо сокрытое от тебя, излечиться от болезни, добиться успеха?
1.3. Любовь
Любил ли ты Бога превыше всего? Не предпочитал ли Ему земные блага или привязанности? Стремился ли еще больше любить Его и делать все в соединении с Ним? Посвящал ли Ему свою работу, отдых, радости и страдания? Умел ли видеть Бога в окружающих тебя, даже тех, кто тебе неприятен?
1.4. Почитание Бога
Не употреблял ли без нужды имя Господа, Богородицы и святых? Не призывал ли Бога в свидетели без всякой необходимости? Не давал ли клятвы, ложной присяги? Исполнял ли обещания, данные Богу? Не говорил ли о том, что свято, без должного уважения?
1.5. Молитва
Не пропускал ли ежедневных молитв? Пытался ли хотя бы иногда говорить с Богом своими словами? Не сводились ли твои молитвы к одним только прошениям? Прославлял ли, благодарил ли ты Бога даже в испытаниях? Не читал ли молитвы слишком быстро и рассеянно?
1.6. Пост
Соблюдаешь ли ты пост по средам, пятницам и особым постным дням? Не нарушаешь ли многодневные посты? Не сводишь ли ты свой пост только лишь к воздержанию от пищи, забывая о духовном смысле поста?
1.7. Воскресные и праздничные дни
Являются ли для тебя воскресенья и праздники действительно днями Господними? Освящал ли ты их участием в богослужении? Не опаздывал ли на богослужение по собственной вине и небрежности? Благоговейно ли ведешь себя в храме? Используешь ли ты свое свободное время на то, чтобы читать книги религиозного содержания, доставлять радость твоим близким, навещать больных или совершать другие добрые дела?
1.8. Жизнь в Церкви
Чувствуешь ли ты себя учеником Христовым, которому доверено нести свет Евангелия людям? Стараешься ли ты помочь этому святому делу? Помогаешь ли ты содержать Церковь? Стараешься ли участвовать в ее благотворительной деятельности? Относился ли ты с должным уважением к духовным лицам, как преемникам апостолов, несмотря на их человеческие недостатки? Не давало ли твое поведение повода для отрицательного суждения о Церкви?
2. Обязанности по отношению к себе
Боролся ли с гордыней? Не вел ли себя высокомерно? Не старался ли доказать свое превосходство? Признавал ли охотно свою вину? Принимал ли без раздражения критические замечания? Не прибегал ли ко лжи, чтобы скрыть свои ошибки? Хранил ли свое сердце от гнева и раздражительности?
Не привязан ли ты к материальным благам? Довольствуешься ли своим положением? Не завидуешь ли материальному положению и успехам других? Не был ли скуп или, наоборот, расточителен?
Старался ли хранить в чистоте свое сердце? Не становился ли рабом своих плотских похотей? Старался ли преодолеть свои греховные наклонности, обращаясь к помощи Божией?
Соблюдал ли умеренность в еде? Не курил ли табака? Не предавался ли пороку пьянства? Не пользовался ли наркотиками? Соблюдал ли умеренность в удовольствиях и веселье? Не был ли чрезмерно легкомысленным в своем отношении к жизни? С ответственностью ли относился к своим словам? Не позволял ли себе празднословия или сквернословия?
Старался ли плодотворно использовать свое время? Стремился ли познать волю Божию о тебе? Стремился ли развить способности, данные тебе Богом, для деятельности во славу Его и для блага ближнего?
3. Обязанности по отношению к ближнему
Как ты относился к своим родителям? Оказывал ли им любовь и уважение? Был ли им послушен? Относился ли к ним с доверием? Не лгал ли им? Не бывал ли дерзок с ними? Старался ли им помочь? Был ли терпелив в отношениях с ними? Заботился ли о том, чтобы родители в преклонном возрасте не страдали от бедности и одиночества? Не стыдился ли их?
Как ты относился к другим членам семьи? Не был ли причиной ссор и столкновений своих близких? Был ли примером для младших?
Каково твое отношение к супруге (к супругу)? Стараешься ли ты лучше понять ее (его)? Заботишься ли о ее (его) здоровье и духовной жизни? Заботишься ли, как подобает, о своих детях? Стараешься ли понять их и заслужить их доверие? Не был ли излишне строг и раздражителен? Не потакал ли их прихотям? Содействовал ли воспитанию в своих детях подлинных христианских добродетелей и высоких гражданских качеств? Не научил ли ты детей чему-то дурному? Не давал ли детям дурного примера своими поступками? Не вмешивался ли в семейные дела взрослых детей? Стремился ли к тому, чтобы твой дом стал подлинным христианским очагом?
Старался ли ты жить в мире с соседями? Если у тебя есть прислуга или подчиненные по службе, с достаточным ли уважением и христианской любовью ты к ним относился?
Чувствовал ли ты ответственность за тех, с кем ты постоянно соприкасаешься на работе, в учебном заведении и т.д.? Помогал ли им в случае необходимости?
Не было ли с твоей стороны посягательства на человеческую жизнь, включая жизнь плода во чреве? (В совершении аборта бывает виновна не только женщина, прерывающая беременность, но и те, кто толкает ее на это; ответственность за убийство лежит и на медиках, делающих эту операцию.) Не наносил ли ты кому-то телесных повреждений? Если тебе пришлось защищать свою или чужую жизнь, или безопасность, или собственность, не превысил ли ты меры необходимого насилия, и старался ли, по возможности, избежать убийства? Не подвергал ли опасности жизнь ближнего? Если ты владеешь средствами повышенной опасности (оружие, автомобиль и т.п.), то достаточно ли осторожно ты ими пользовался? Не проявлял ли жестокости? Не был ли безсердечен к людям?
Не испытывал ли к кому-нибудь ненависти или антипатии, и если да, то старался ли их преодолеть? Не ссорился ли ты с кем-нибудь? Не гневался ли на ближнего? Не обидел ли ты кого-нибудь своим словом или делом?
Не осуждал ли ближнего на словах или в мыслях? Не пострадал ли кто-то в результате твоего суждения? Справедливо критикую чьи-то поступки, не озлоблялся ли ты сердцем против этого человека?
Не обманывал ли, не оклеветал ли ты кого-либо? Не лжесвидетельствовал ли?
Не завидовал ли успехом другого? Не разглашал ли чужих грехов или недостатков? Не имеешь ли привычки смеяться над ближним? Не злорадствовал ли ты? Не относился ли ты легкомысленно к чувствам других людей? Не пренебрегал ли кем-нибудь из-за его происхождения, слабости или недостатков?
Помогал ли ближним в нужде? Не был ли ты безчувственен к людям, находящимся в беде и переживающим страдания, а также к тем, кто нуждается в твоей духовной поддержке?
Не причинил ли ты кому-либо материального ущерба? Если да, то возместил ли его? Бережно ли ты относился к общественному достоянию?
Хранил ли ты супружескую верность? Не ввел ли ты кого-нибудь в искушение? Не склонял ли к какому-нибудь греху? Не способствовал ли распространению того, что используется во зло (оружие; наркотики; литература и видеопродукция, пропагандирующая распущенность и насилие, и т.п.)?
Не упускал ли ты возможности принести пользу другим людям, помочь им в трудностях? Не мешала ли тебе в этом твоя лень и косность? Исполнял ли добросовестно свои профессиональные обязанности или обязанности учащегося? Не относился ли к ним легкомысленно? Добросовестно ли выполнял порученные тебе задания? Руководствовался ли в исполнении гражданских и служебных обязанностей не только буквой закона, но и совестью?
Уважительно ли ты относишься к взглядам и убеждениям других людей? Не оскорблял ли чувства и достоинства тех, с кем ты спорил?
4. Обязанности по отношению ко всему Божию творению
С достаточной ли ответственностью ты относился к доверенной тебе Богом миссии “возделывать и хранить” созданную Им природу (ср. Быт. 2:15)? Бережно ли ты относился к природным богатствам? Не проявлял ли жестокости к животным? Не губил ли природу по безпечности или ради праздной забавы?
Завершая испытание совести, следует сделать для себя некоторые выводы:
Наблюдается ли прогресс в твоей духовной жизни? Совершенствовался ли ты в период, протекший со времени последней исповеди? Не испытал ли духовного и нравственного упадка? Если да, то в чем именно? Какие грехи ты чаще всего совершал за это время? В чем корень этих грехов? Каков твой главный недостаток? Как ты боролся с ним? Как собираешься преодолевать его?
ИСПОВЕДЬ
В начале следует сказать священнику, сколько времени прошло с момента последней исповеди и исполнена ли наложенная священником епитимия.
Затем в краткой, но исчерпывающей форме совершается исповедание грехов. В некоторых случаях нужно сказать и об тех или иных обстоятельствах тех или иных греховных поступков (особенно, когда это необходимо кающемуся для того, чтобы лучше разобраться в степени своей вины и наметить пути исправления). Однако важно помнить, что в таинстве покаяния мы исповедуемся только в своих собственных грехах; поэтому на исповеди надо отвечать лишь за свои поступки и избегать соблазна обличать других людей.
По окончании исповедания следует высказать свое раскаяние в них и желание больше не грешить, а затем просить отпущения грехов.
Нужно внимательно выслушать наставления священника и его советы. Священник может назначить епитимию и дает отпущение грехов, накрывая голову кающегося епитрахилью и читая разрешительную молитву.
После отпущения грехов следует, перекрестившись, приложиться к Кресту и Евангелию, расположенным на аналое, и попросить благословения у священника.
После исповеди надо поблагодарить Бога за спасительное таинство Его прощающей любви.
Размещено 23.04.2008
|