Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на Главную страницу
|
Годы гонений: Петропавловский храм - приют для инокинь
В 30-е годы ХХ столетия, в результате массового закрытия храмов и монастырей, репрессий и ссылок, многие представители духовенства и монашества нашли приют в Сиверской. Четверть века подвизались в Петропавловском храме две инокини – Никодима и Анимаиса, сохранившие и пронесшие через всю свою жизнь обеты и традиции древних псковских обителей.
До конца дней матушка вспоминала беседы дивного старца. Возможно, это помогало инокине Никодиме вынести все испытания, выпавшие на ее долю в дальнейшем. В годы Гражданской войны приходит страшная весть о мученической кончине игумена Дометия (утоплен красноармейцами в монастырском озере). Мать Никодима добралась до места гибели брата, расспрашивала крестьян – свидетелей трагедии, но восстановить полную картину происшедшего не удалось.
С 1927 года епископом Великолукским и Торопецким был Тихон (Рождественский), сумевший в условиях жесточайшего давления со стороны советской власти организовать служение тайных монашеских общин. К одной из них и принадлежали матушки. В эти годы мать Никодима сблизилась с постриженицей Великолукского Вознесенского монастыря инокиней Анимаисой. Инокиня Анимаиса (Иванова Анастасия Ивановна) родилась в 1886 году в деревне Лубняки Куньинского уезда Великолукской губернии в крестьянской семье. Образование – 5 классов церковно-приходской школы. 17-ти лет Анастасия пришла в Вознесенский монастырь. Все годы несла послушание на клиросе и в швейной мастерской. После закрытия монастыря проживала в Великих Луках, в Торопце, работала по найму, держалась монашеского образа жизни. М. Анимаиса (Иванова А.И.) была арестована осенью 1930 года, осуждена по 58 ст. на три года высылки в Казахстан, Уральскую область. Трудилась в качестве мастерицы-портнихи на кожевенном заводе Урдинской артели «Труд» до 25 марта 1934 года.
В 1934 году начался новый этап в жизни монахинь – Сиверская. Их приютила ревностная прихожанка Петропавловской церкви Мария Федоровна Бегунова. Вскоре матушки устроились на работу в детский дом: Евдокия Георгиевна – кастеляншей, Анастасия Ивановна – швеей. В годы Великой Отечественной войны Сиверская была оккупирована фашистами. Она входила в зону действия Псковской Православной Духовной Миссии, благодаря деятельности которой в поселке были открыты три храма. С 1943 года инокини Никодима и Анимаиса на постоянной работе в Сиверской Петропавловской церкви – читают и поют на клиросе, пекут просфоры, убирают храм, чинят облачения. Помимо заботы о благолепии храма, матушки поддерживают людей своими молитвами, добрыми советами, помогая пережить годы лихолетия. Перед освобождением Сиверской от фашистов матушкам удалось дешево купить недостроенный дом на улице Декабристов у финна Андрея, который уходил с немцами. Дом со временем был достроен, появилось небольшое хозяйство, но главным в жизни монахинь оставался храм. Несмотря на свои преклонные годы, дальность расстояния (4 км), они никогда не пропускали ни одной церковной службы. В 1947 году становятся членами «двадцатки» приходского собрания. 1951-1966 гг. – Евдокия Георгиевна Золотухина казначей Петропавловской церкви. Из служебной характеристики: «…Как чтец Евдокия Георгиевна может без преувеличения считаться превосходным. Обладая сильным голосом, имея прекрасную дикцию, отлично зная церковно-славянский язык, глубоко понимая смысл читаемого, оставляет глубокий след в сердцах молящихся. Как церковный работник являет исключительную дисциплинированность, подлинное монашеское послушание и смирение, примерное трудолюбие и прилежание». Эти слова особенно значимы в устах такого строгого и скупого на похвалы настоятеля как протоиерей Валериан Дыргинт. Матушки дожили до преклонных лет. М. Анимаиса отошла ко Господу в апреле 1967 года, мать Никодима 4 ноября 1968 года. Похоронены на Дружносельском кладбище в ограде Бегуновых. Те люди, которые помогли ссыльным монахиням в трудные годы, предоставили им и место последнего упокоения. Инокини Никодима и Анимаиса служат связующим звеном прошлого и настоящего. Их жизненный путь – неотъемлемая часть истории Русской Церкви, продолжателями которой являемся мы, ныне живущие. Светлана Ломакина При подготовке публикации использованы воспоминания Маковневой Людмилы Петровны, родной племянницы Е.Г. Золотухиной, проживающей в Сиверской Опубликовано в газете Гатчинского благочиния "Нечаянная Радость", 10(178), 2009, под названием "Свет миру" Размещено 12.11.2009 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Голодного накормить. Жаждущего напоить. Бедного одеть и обуть. В темнице сидящего посетить. Больному послужить. Странника принять в дом. Умершему приготовить погребение христианское. |