Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Годы гонений: Петропавловский храм - приют для инокинь

      В 30-е годы ХХ столетия, в результате массового закрытия храмов и монастырей, репрессий и ссылок, многие представители духовенства и монашества нашли приют в Сиверской. Четверть века подвизались в Петропавловском храме две инокини – Никодима и Анимаиса, сохранившие и пронесшие через всю свою жизнь обеты и традиции древних псковских обителей.
      Инокиня Никодима (Золотухина Евдокия Георгиевна) родилась 17 августа 1888 года в деревне Орлянка Курской губернии в многодетной благочестивой христианской семье. Последний тринадцатый ребенок был назван в память старшей рано умершей сестры Евдокии. Родители Георгий Герасимович и Надежда Федоровна вели жизнь богоугодную: были ревностными прихожанами Божьего храма, неукоснительно соблюдали посты, приучали своих детей к молитве. Они часто совершали паломничества в Глинскую пустынь, в Оптину, к киевским святыням, в Курско-Коренную пустынь и другие монастыри. Неслучайно четверо детей Золотухиных избрали иноческий путь.
Семья Золотухиных в день похорон матери, г. Севск, 1911 год. Инокиня Никодима (слева) с братьями, сестрами и племянницей

у в е л и ч и т ь

      В юности Евдокия собиралась поступать в Севский Свято-Троицкий монастырь, где были насельницами ее сестры Мария и Дарья. В 1910 году их старший брат – игумен Дометий был назначен настоятелем Спасо-Елеазаровской пустыни под Псковом. Евдокия Георгиевна по его совету поступает в Иоанно-Предтеченский монастырь города Пскова (основанный в 1243 году), где впоследствии принимает постриг в рясофор с именем Никодима. Настоятельницей монастыря в те годы была игумения Ювеналия (Соколова). Матушка Никодима несла клиросное послушание. Каждый год монахини Иоанно-Предтеченского монастыря приходили в Спасо-Елеазарову обитель, где в 1908-1915 годы подвизался старец архимандрит Гавриил (Зырянов). «Бывало, собирались целым клиросом со своими нотами и регентшами, и тогда в старцевом храме шла служба за службой: певчие говели и сами себе пели всенощные и обедни. Батюшка утешался их службами, а они в свою очередь, не отходя от старца, утешались у ног его задушевными беседами о спасении, послушании, терпении и взаимной любви. Можно сказать, что батюшка многих из них совершенно перевоспитал духовно, обновил и заложил верное понимание спасения» (архимандрит Симеон Холмогоров «Един от древних»).
      До конца дней матушка вспоминала беседы дивного старца. Возможно, это помогало инокине Никодиме вынести все испытания, выпавшие на ее долю в дальнейшем. В годы Гражданской войны приходит страшная весть о мученической кончине игумена Дометия (утоплен красноармейцами в монастырском озере). Мать Никодима добралась до места гибели брата, расспрашивала крестьян – свидетелей трагедии, но восстановить полную картину происшедшего не удалось.
Инокиня Анимаиса
      После закрытия Иоанно-Пердтеченского монастыря в 1923 году матушка переезжает в Торопец, продолжая вести монашеский образ жизни. Живет в маленьком домике с пожилой монахиней Аркадией. Власти следили за церковницами, к ним была подселена комсомолка Фруза Радишевская – для наблюдения и доноса. Замысел властей не оправдался, жизнь сблизила их: женщина была покорена добрым отношением к ней монахинь. В дальнейшем Фруза поддерживала связь с матушкой Никодимой: писала письма, поздравляла с праздниками.
      С 1927 года епископом Великолукским и Торопецким был Тихон (Рождественский), сумевший в условиях жесточайшего давления со стороны советской власти организовать служение тайных монашеских общин. К одной из них и принадлежали матушки. В эти годы мать Никодима сблизилась с постриженицей Великолукского Вознесенского монастыря инокиней Анимаисой.
      Инокиня Анимаиса (Иванова Анастасия Ивановна) родилась в 1886 году в деревне Лубняки Куньинского уезда Великолукской губернии в крестьянской семье. Образование – 5 классов церковно-приходской школы. 17-ти лет Анастасия пришла в Вознесенский монастырь. Все годы несла послушание на клиросе и в швейной мастерской. После закрытия монастыря проживала в Великих Луках, в Торопце, работала по найму, держалась монашеского образа жизни.
      М. Анимаиса (Иванова А.И.) была арестована осенью 1930 года, осуждена по 58 ст. на три года высылки в Казахстан, Уральскую область. Трудилась в качестве мастерицы-портнихи на кожевенном заводе Урдинской артели «Труд» до 25 марта 1934 года.
В период ссылки в Северном крае (инокиня Никодима справа)
      М. Никодима (Золотухина Е.Г.) была арестована 19 марта 1931 года, осуждена по 58 ст. УК РСФСР по сфабрикованному НКВД делу о церковно-монархической контрреволюционной организации «Усиления Христианского движения», по которому проходило более 190 человек. Во главе организации якобы стоял епископ Тихон (Рождественский). Приговорена к трем года ссылки в Северный край. Отбывала наказание в Мурманской области. После освобождения м. Никодима вернулась на родину, но устроиться там не удалось.
      В 1934 году начался новый этап в жизни монахинь – Сиверская. Их приютила ревностная прихожанка Петропавловской церкви Мария Федоровна Бегунова. Вскоре матушки устроились на работу в детский дом: Евдокия Георгиевна – кастеляншей, Анастасия Ивановна – швеей.
      В годы Великой Отечественной войны Сиверская была оккупирована фашистами. Она входила в зону действия Псковской Православной Духовной Миссии, благодаря деятельности которой в поселке были открыты три храма.
      С 1943 года инокини Никодима и Анимаиса на постоянной работе в Сиверской Петропавловской церкви – читают и поют на клиросе, пекут просфоры, убирают храм, чинят облачения. Помимо заботы о благолепии храма, матушки поддерживают людей своими молитвами, добрыми советами, помогая пережить годы лихолетия.
      Перед освобождением Сиверской от фашистов матушкам удалось дешево купить недостроенный дом на улице Декабристов у финна Андрея, который уходил с немцами. Дом со временем был достроен, появилось небольшое хозяйство, но главным в жизни монахинь оставался храм. Несмотря на свои преклонные годы, дальность расстояния (4 км), они никогда не пропускали ни одной церковной службы. В 1947 году становятся членами «двадцатки» приходского собрания. 1951-1966 гг. – Евдокия Георгиевна Золотухина казначей Петропавловской церкви.
      Из служебной характеристики: «…Как чтец Евдокия Георгиевна может без преувеличения считаться превосходным. Обладая сильным голосом, имея прекрасную дикцию, отлично зная церковно-славянский язык, глубоко понимая смысл читаемого, оставляет глубокий след в сердцах молящихся. Как церковный работник являет исключительную дисциплинированность, подлинное монашеское послушание и смирение, примерное трудолюбие и прилежание». Эти слова особенно значимы в устах такого строгого и скупого на похвалы настоятеля как протоиерей Валериан Дыргинт.
      Матушки дожили до преклонных лет. М. Анимаиса отошла ко Господу в апреле 1967 года, мать Никодима 4 ноября 1968 года. Похоронены на Дружносельском кладбище в ограде Бегуновых. Те люди, которые помогли ссыльным монахиням в трудные годы, предоставили им и место последнего упокоения.
      Инокини Никодима и Анимаиса служат связующим звеном прошлого и настоящего. Их жизненный путь – неотъемлемая часть истории Русской Церкви, продолжателями которой являемся мы, ныне живущие.

Светлана Ломакина

При подготовке публикации использованы воспоминания Маковневой Людмилы Петровны, родной племянницы Е.Г. Золотухиной, проживающей в Сиверской

Опубликовано в газете Гатчинского благочиния "Нечаянная Радость", 10(178), 2009, под названием "Свет миру"

Размещено 12.11.2009

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz