на Главную страницу
|
Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе
Биография «Федор Петрович Гааз» Алексея Федоровича Кони и «Святой доктор Федор Петрович» Льва Копелева, «У Гааза нет отказа» Булата Окуджавы и «Федор Петрович Гааз» Петра Лебедева, статья Натальи Блохиной «Врач. Ученый. Гуманист», тексты самого Гааза: «Азбука христианского благонравия», «Призыв к женщинам», его «Завещание» – вот лишь некоторые произведения, вошедшие в этот том издательства «Древо добра», названный «Врата милосердия». Это напоминание о Гаазе, еще один памятник Гаазу или антология о Гаазе.
Фридрих Иосиф (Федор Петрович, как называли его в Москве) Гааз родился в 1780 году в городке Мюнстерейфеле, близ Кельна, в семье аптекаря. Окончив Йенский университет и изучив курс медицинских наук в Вене, он в 1803 году по просьбе князя Репнина приехал в Россию и поселился в Москве.
Гааз очень быстро приобрел обширную практику, купил дом на Кузнецком мосту, имение под Москвой и суконную фабрику. Впрочем, он лечил всех и отзывался на всякую просьбу вне зависимости от чина, звания и состояния просившего. Уникальность этого человека, его удивительной силы любовь к людям, его деятельное и бескорыстное участие в бедах любого нуждающегося заметили сразу. За два года Гааз стал популярной фигурой в Москве, где и пройдет большая часть его жизни, Москва в 1853 году будет провожать его в последний путь, двадцать тысяч человек шли за гробом с покойным доктором на Введенское (Немецкое) кладбище.
В 1807 году Гааз был назначен главным врачом военного госпиталя. В 1809--1810 годах путешествовал по Кавказу и подробно описал источники целебных вод. В войну 1812 года он сопровождал русские войска в походах от Москвы до Парижа, в 1822--1826 годах был главным врачом всей Москвы, в 1828 году был назначен членом Комитета попечительства о тюрьмах и главным врачом всех тюремных больниц. Он переоборудовал старые и строил новые больницы – в частности, знаменитую полицейскую (Гаазовскую) больницу в Малом Казенном переулке (в дворике этой больницы в 1909 году и был установлен памятник Гаазу по проекту скульптора Николая Андреева). Он продал дом и деревню, все свое состояние потратил на строительство лечебниц, на пособия больным и арестантам, на подаяния. «Все оставшееся после его смерти имущество оказалось состоящим из нескольких рублей и мелких медных денег, из плохой мебели, поношенной одежды и астрономических инструментов», - пишет Алексей Федорович Кони.
Гааз провожал каждый этап, который прибывал в Москву на Воробьевы горы и отсюда отправлялся дальше по Владимирскому тракту. Беседовал со всеми, ко всякой просьбе прислушивался, хлопотал, добивался, снимал с этапа больных, немощных, оставляя их в больнице, ругался с чиновниками, писал жалобы начальству. Чудаковатый доктор, заступник несчастных у администрации вызывал недовольство, пренебрежение, насмешки. Его величали «утрированным филантропом», на него доносили, его не понимали, деятельность его считали вредной.
Гааз выступал против неумеренного и бессмысленного бесчеловечья, стремился хоть как-то смягчить участь осужденных: гаазовские облегченные кандалы, гаазовские кожаные подкандальники (голое железо на руках и ногах было настоящей пыткой и летом и, тем более, зимой в мороз), гаазовская больница, гаазовский императив: «Торопитесь делать добро» – всего не перечислить.
Гааза помнили, о Гаазе писали Достоевский, Чехов, Короленко. Но время шло, и его имя стиралось в памяти общества. Алексей Кони, по сути дела, воскресил его имя, написав биографический очерк о нем. В советское время доктор - заступник осужденных, конечно, был неуместен. Лев Копелев замечательно написал об этом в своей книге. Сам хорошо знавший, что такое тюрьма, он долгом своим посчитал написать о «святом докторе».
Все это в томе «Врата милосердия» есть: отзывы современников, воспоминания, свидетельства, рассказы о последователях и преемниках, споры Гааза с митрополитом Филаретом (который хоть и был оппонентом Гааза, но почитал его, разрешил служить молебен о здравии иноверца и сам приехал проститься с ним), житие Федора Тирона (на икону которого молились заключенные в Сибири, вспоминая Федора Петровича), молитва, сложенная репрессированными в советские времена и обращенная уже к самому Гаазу, «Обращение московских католиков» с просьбой о беатификации Федора Петровича Гааза, который может стать первым католическим святым России.
Со странным чувством читается эта книга. Дело не только в напоминании о том, что такое тюрьма в России, и многие страницы у того же Кони звучат более чем актуально. Дело не только в описании жутких условий, кандалов, кнутов, рогаток, общих камер, чиновничьего равнодушия, абсурдных законов. Нельзя избавиться от некоторой неловкости иного рода.
Ну, право же, почему немец, католик прожил на чужбине большую часть своей жизни, все состояние, все свои силы отдал России и стал, не переставая быть немцем и католиком, едва ли не более русским и более православным, чем очень многие россияне.
Николай Александров
Размещено 04.09.2008
ссылка на источник
|