| Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. (Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)
Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас. (Апостол Павел, Еф 4:32-5:2) | |
|
на Главную страницу
|
Ему должно расти, а мне умаляться
Эти слова Иоанн Креститель говорил о Христе. Эти же слова являются сутью христианской жизни и методом семейной жизни. Поскольку семья есть начало и прообраз любой общности людей. С взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей начинаются все другие отношения: дружба, община, государство. Все человечество началось с одной семьи – Адама и Евы.
Семья является первым местом исполнения заповеди «Возлюби ближнего как самого себя». Кто мой ближний? Моя жена или мой ребенок. Легко сказать «возлюби ближнего как самого себя», сделать очень сложно. В нас есть постоянная неудовлетворенность близкими, и чем ближе человек к нам находится, тем больше его недостатков мы видим, не только видим – чувствуем. Чем ближе к нам человек, ближе к нашему сердцу, тем больнее он нас может задеть и задевает.
В человеке есть желание счастья, полноты, новизны. Это желание движет человеком, приводит его к созданию семьи, потому что он понимает, что новизну приносит только Другой, иная личность. Он вступает с другим в отношения, в долгосрочные и близкие отношения. И что он находит потом? Близкие еще больнее ранят его. Сначала супруг – своим непониманием, потом дети, которые уходят.
Близкие не совершенны. Однако значит ли это, что они не приносят нам счастья? В чем значение тогда мужа или жены или ребенка?
Если мы ориентированы только на этот мир, то они не имеют абсолютного значения.
Если мы предчувствуем за этим миром что-то новое и прекрасное, то мой муж или жена становятся для меня знаком абсолютно Другого, то есть Бога. Знак всегда несовершенен, но он всегда отправляет меня к тому, что за ним стоит, что он означает. Поэтому жена или муж, или ребенок являются образами Бога для меня. И служение им есть служение Богу.
Мой близкий является для меня не просто человеком, но и местом встречи с Богом. Только после этой встречи с Богом я смогу увидеть истинную красоту супруги или ребенка как совершенной личности.
Как встретить свою жену после свадьбы? Как встретить своего ребенка после его рождения? По-настоящему их можно встретить только в Боге.
Встреча – это не только нахождение в данное время в одной точке пространства с другим, в одном месте. Встреча – это когда меня в этом «одном месте» становится меньше, я как бы убываю, а он прибавляется. «Мне должно умаляться, а ему расти», - говорит Креститель.
Меня становится меньше – это значит, что мое внимание перемещается на другого. Например, когда случается влюбленность, человек естественно переносит все свое внимание на нее или на него. Отсюда радость новизны и предчувствие счастья. Человек видит, где ему искать ответ на желание счастья, но это не означает, что оно сразу достается ему. Часто после свадьбы внимание опять сосредотачивается на себе, и тогда другой, который приносил радость, теперь становится для меня адом, закабаляющим мою свободу. Но в реальности ничего не изменилось, другой остался таким же знаком Присутствия, как и раньше. За ним так же стоит Бог, как и за мной. Как это удержать в голове и не забыть? Метод указал Креститель: «Ему (жене, мужу, ребенку, Богу) должно расти, а мне умаляться».
Игорь Ман
Размещено 26.11.2008
ссылка на источник
|