ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ.Народ.Ру
Рай и ад в произведениях Ф.М. Достоевского 1860-х годов
Примечания:
1. См., например: Схиархимандрит Варсонофий. Священная поэзия. Цит. по: Нина Павлова. Красная Пасха. О трех Оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года. Храм Рождества Пресвятой Богородицы С. Льялово. 2002. С. 306.
2. Преподобный Иустин (Попович). О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Пер. с сербского И.А. Чароты. Минск, 2001. С. 3.
3. В скобках после цитаты даются ссылки на Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского в 30 томах (Л., Наука, 1972 - 1990). Первая цифра обозначает том, вторая - страницу.
4. Преподобный Иустин (Попович). О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Пер. с сербского И.А. Чароты. Минск, 2001. С. 3-4. В цитатах курсив и курсив + полужирный - выделено мной; полужирный - выделено цитируемым автором.
5. Лев Шестов. Преодоление самоочевидностей // Властитель дум. Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX - начала XX века. СПб., 1997. С. 463-464.
6. Эти воспоминания недавно вновь опубликованы в издании: Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в девяти томах. М., Астрель·АСТ, 2003-2004. Подготовка текстов, составление, примечания, вступительные статьи, комментарии председателя Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, д. филол. н. Татьяны Александровны Касаткиной. Т. 2.
7. Преподобный Иустин (Попович). О рае русской души. Достоевский как пророк и апостол православного реализма. Пер. с сербского И.А. Чароты. Минск, 2001. С. 4.
8. Olga Meerson. Dostoevsky's Taboos. Dresden-München, 1998. P. 39-43.
9. См. об этом: Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в девяти томах. М., Астрель·АСТ, 2003-2004. Подготовка текстов, составление, примечания, вступительные статьи, комментарии председателя Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, д. филол. н. Татьяны Александровны Касаткиной. Т. 1, раздел «Комментарии. "Двойник"».
10. В соответствии с общим, отмеченным выше, принципом, оговорка «если только можно употребить здесь это слово» указывает на странность такого «обожания» в эмпирическом сюжете и, следовательно, необходимость перехода в «сюжет метафизический».
11. В. Захаров. Гениальный фельетонист // Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевского. Издание в авторской орфографии и пунктуации под редакцией профессора В.Н. Захарова. Т. 4. Петрозаводск, 2000. С. 817.
12. Вообще, восприятие Петербурга как перенесенного или превращенного Рима характерно для русской культуры. Ср.: «У всех в памяти пушкинские картины Петербурга в ореоле чуткой тишины, от которых воображение уносится к видениям Италии...». Михаил Алленов. Тексты о текстах. М., 2003. С. 254. Ср. также: «Рим - Петербург! Рим опоясал Средиземное море кольцом греческих колонн, богов и мыслей. Рим наложил на южные народы легкие цепи латинских законов. Петербург воплотил мечты Палладио у Полярного круга, замостил болота гранитом, разбросал греческие портики на тысячи верст среди северных болот и елей...» Г. Федотов. Три столицы // Г.П. Федотов. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1. СПб., С. 51. И наконец, у Мандельштама, просто, как само собой разумеющееся: «Рим на берегу Невы». См.: Михаил Алленов. Тексты о текстах. М., 2003. С. 311.