на Главную страницу
|
Любовь к Богу, философия и гнев: чисто человеческие свойства
Кружка воды перед океаном
Разум – это только одно из отличий, которые существуют между человеком и животным. С богословской точки зрения принципиальным является то, что человек – это образ Cамого Бога. Это удивительное дело, поскольку даже к ангелам это понятие – "образ Божий" – неприменимо. Тем более оно неприменимо к животным. Что же это такое – "образ Божий"? Одно из важных определений образа Божия мы находим у древних святых, в частности, святитель Григорий Нисский говорит о том, что Бог есть Троица, и в человеческой душе мы тоже находим эту трехчастность. В чем же она, по Григорию Нисскому, заключается? Первое – это вожделевательное свойство души, которое проявляется в любви. Как Бог есть Любовь, так и в человеке есть способность любви к Богу и ко всему творению. Любви не как стихии того инстинкта, который мы наблюдаем у всех живых тварей, а как стремление к Тому, Кто есть Истина, Святость, Любовь, Добро и Красота, в Кого мы можем верить. В животном мире мы не знаем такого, чтобы животное могло любить Бога, относиться к Нему как к существу, которое свято и прекрасно. (Вы можете возразить – говорится же в псалме: "…всякое дыхание да хвалит Господа". Но заметьте, тут речь совсем не только о животных, но и предметах вовсе неодушевленных. Возьмите предначинательный псалом, который поется перед всенощной, и увидите: все хвалит Бога! Звезды, небо, луна, весь космос, вся та красота, которая есть отображение божественного. Они хвалят Бога, как художника – его картины, композитора – его произведения).
Вторая характеристика человека как образа Божия – это разумность. Чем отличается разум человека от разума животного? Исследования разума животных, которые предлагает нам наука, указывают лишь на какие-то крупицы по сравнению с тем, что мы находим в человеке. Разумность человека отличается не просто количественно, она имеет совсем другие качества. Возьмите хотя бы только одну область – философию. Недаром, когда Дарвин написал свою книгу "Происхождение видов", Уоллес, его друг и сподвижник по этой эволюционной концепции, прислал ему записочку: "А зачем обезьяне ум философа?" Действительно – зачем? В смысле приспособленности к окружающей жизни обезьяна нисколько не уступает человеку, а во многом даже превосходит его. Обезьяна может пройти на десятиэтажной высоте по канату – а человек тут же рухнет. Отчего? От мысли. Так вот, мысли о бытии, о смысле жизни у животных не невозможно предположить. Мы не знаем, конечно, что творится внутри каждой животины, но, по крайней мере, у нас нет никаких оснований подразумевать наличие этой философской стороны в их сознании.
Третью особенность души человека святитель Григорий Нисский называет "раздражительной". В переводе на наш язык это можно назвать гневом. Но каким гневом? Мы знаем, какая ярость может быть у зверей. Здесь же речь идет совсем о другом: о гневе, который присущ и самой святости. Когда Христос берет кнут, изгоняя торговцев из храма, Он говорит: "Храм Мой домом молитвы наречется, а вы его сделали вертепом разбойников!" С негодованием Он обращает внимание на то, что нарушается главное, что должно быть в храме, – возможность молиться. Это гнев праведный, который не связан с психолого-биологической стороной нашего существования, он направлен не на то, что мешает есть, пить и т.д., а на зло духовного порядка, это негодование на осквернение святыни, на духовное зло. У человека есть способность к такому праведному гневу. Этот гнев мы находим, например, у святых, обличающих грех.
Вот эти три перечисленные способности мы не находим у животных.
| | | |
| | |
Преподобный Павел Фивейский жил в пустыне 91 год, и питался он хлебом, который приносил ему ворон. Когда святой умер, то из пустыни пришли два льва и когтями вырыли могилу. Из жития преподобной Марии Египетской, подвизавшейся в безлюдной пустыне, известно, что и ей могилу выкопал лев.
Однажды преподобный Еллий, подвижник египетской пустыни, нес в обитель тяжелую ношу и очень утомился. В это время неподалеку проходило стадо диких ослов. Святой подозвал к себе одного из них, положил на него свою ношу, и дикий осел безропотно доставил груз до места. В другой раз, когда преподобному Еллию надо было переправиться через Нил, а лодки не было, он позвал из воды крокодила и, став на его спину, благополучно перебрался на противоположный берег.
Преподобный Герасим Иорданский встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность лев стал служить старцу как домашнее животное - например, помогал носить воду. А когда преподобный умер, то, как повествует житие святого, печальный лев не хотел уходить с его могилы и умер на ней.
Преподобный Сергий Радонежский однажды прямо перед домом встретил голодного медведя. Старец сжалился над зверем и вынес ему свой обед – кусок хлеба. С тех пор медведь привязался к нему. Каждый день он приходил к келье и угощался хлебом, который старец оставлял для него на пеньке. Если святой Сергий молился, медведь терпеливо ждал, когда он закончит и угостит друга.
К святому Серафиму Саровскому (на рисунке) в его лесную "пустыньку" тоже часто наведывался медведь – святой угощал его чем-нибудь и говорил: "Вот послал мне Господь зверя в утешение".
Из житий многих мучеников известно, что когда их отдавали на растерзание диким зверям, то те, вместо того чтобы убить святых, неожиданно становились кроткими, как овечки, и не причиняли мученикам никакого вреда. Так было, например, со святым мучеником Неофитом, великомученицей Ириной, мученицей Татианой и многими другими. Точно так же случилось с пророком Даниилом, брошенным в львиный ров. В одном из песнопений даже говорится, что пророк "научил поститься львов".
| | | | |
Часто спрашивают: есть ли животных душа? Надо договориться о том, что мы подразумеваем под этим понятием. Слово "психи", которое мы переводим как "душа", означало у греческих философов ту низшую часть души человека, которая была свойственна и животным. Их поведение, привязанность к человеку, ласка, гнев, другие эмоции есть "психи". Но не "нус". Потому что в душе человека есть нечто, что возвышается над "психи", и называется это по-гречески "нус" – дух или разум.
Есть ли понятия добра и зла у животных? Кажется, что животные, которые живут с нами, что-то от нас приобретают, научаются стыдиться, например. Кошку приучишь – она уже дома не будет делать чего-нибудь нехорошего, а если сделает, будет прятаться. Но нравственность ли это, или это ожидание наказания? Может быть, в какой-то степени что-то такое и у животных есть. Но что такое кружка воды перед океаном? То же и животное перед человеком.
И последнее: человек может стать богоподобным, то есть он может обожиться, достичь такого состояния величия, о котором сказано: "Христос воссел одесную Бога-Отца". Вот какое у человека достоинство, которое, оказывается, превосходит и достоинство ангелов.
Будут ли животные в раю?
На этот вопрос я отвечу вопросом: а вы знаете, что такое рай? У апостола, когда он был восхищен до третьего неба, спрашивали: "Скажи, как там?", а он говорил: "Невозможно сказать!" Невозможно не потому что запрещено, а потому что как слепому объяснить, чем отличается зеленый цвет от серо-буро-малинового? Один архиерей умирал, и перед смертью все оглядывался и говорил: "Все не так, все не то!" Там действительно "все не то". Всякие наши мечтательные попытки представить, что будет в раю,- это грубейший антропоморфизм.
Я так скажу: что такое животные и весь этот окружающий нас мир? Это не что иное, как расширение человеческой плоти – не тела, а плоти, то есть "психи". Вы обращали внимание, что одних людей называют: "Ну и лиса!", других: "Ох, волк!", "Ну, медведь!". В человеке сконцентрированы свойства всех животных, он в этом смысле микрокосм, вся тварь есть расширенное выражение человеческой плоти. И поскольку уже первое повествование о рае говорит, что он был населен и животными, то мы можем, как мне кажется, сделать вывод, что животные будут и в будущей жизни, особенно те, которые привязаны к человеку и к которым человек привязан. Поэтому тому, кто страдает по своей умершей собаке, можно сказать: не беспокойтесь, в раю не будет страданий. И если вы так привязаны к своей собаке – и она там будет.
Но в то же время не стоит забывать, что где пребывает сердце наше (любовь, привязанность), там будет и наша душа. То есть степень будущих благ человека прямо будет соответствовать силе его привязанностей к чему-либо преходящему, страстному, земному. Образно говоря, человек будет в общении или с ангелами и людьми, или с кошками и собаками, а то и с кем пониже. Это не означает, что общение со святыми исключает общение с нашими "меньшими братьями", но говорит о том, что для нас является первичным: Бог как высшее духовное благо или инстинктивная любовь к низшим творениям.
Вы спрашиваете о том, чем питались в раю животные, особенно хищные? Но и этот вопрос вызван неверным представлением о рае. "Там все не так". Например, святой Ефрем Сирин писал: "…Райское благоухание насыщает без хлеба; дыхание жизни служит питием… Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты одинаковой с самой душою… Там плоти возвышаются до степени душ, душа возносится до степени духа…" Оказывается, материальное тело человека было духовным. Я не знаю, как это было, но, думаю, что в Раю как у человека, так и у животных не было нынешнего пищеварения со всеми его привходящими и выходящими последствиями. Хищническая же атрибутика была сотворена в предвидении будущего грехопадения человека и огрубления его плоти, которой стал причастен и весь низший, тварный мир. Апостол Павел писал об этом: "Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего его, в надежде, и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих".
В раю не было зла, поэтому смерти как зла там быть не могло. И если даже и была смерть как прекращение существования (увядающая трава), то это не было злом, так как никому и ничему не причиняло никаких страданий.
Царь природы
Человек был создан царем природы, которую он должен был возделывать и хранить. Когда Адам нарек имена животным, с одной стороны, это был знак власти над ними, с другой – свидетельство знания их сущности.
После грехопадения человека исказился не только он сам, но и весь мир вокруг него, вся тварь. В чем суть греха первого человека? Он возомнил себя Богом – вот корень зла, вот что случилось – любовь была утрачена человеком. В результате было глубоко искажено главное в его природе, а с ним и во всем творении. Природа, будучи плотью человека, оказалась зараженной злом, которое впустил в себя человек. И она вышла из повиновения человеку, как человек вышел из повиновения Богу.
Что именно грехопадение человека повлияло на изменение поведения животных, подтверждается фактами отношения диких животных к святым. Например, лев служил св. Герасиму Иорданскому, медведи – свв. Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. Но кто такой святой человек? Тот, у которого начался процесс выздоровления – выздоровления от греха. Потому что когда это происходит, это сразу отражается на четвероногих, летающих, ползающих, этот процесс касается всех окружающих человека существ.
Алексей Ильич Осипов
Размещено 09.01.2009
ссылка на источник
|