ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ.Народ.Ру
Эстетика иконы в светском и православном понимании
Примечания:
1. Все цитаты приводятся по изданию: Бычков. В.В. Русская теургическая эстетика. Ладомир. Москва, 2007. Страницы указываются в скобках.
2. См., например, интервью в журнале "Дикое поле" (Донецк, 2005. № 7. С. 33-36).
3. Подробно об этом см.: Лепахин В. Иконичность // Язык священного и современный мир. М., 2004. С. 8-9.
4. Кстати, на странице 473 Виктор Васильевич цитирует определение В. Лепахина, согласно которому икона является "двуединством Первообраза и образа" и даже утверждает, что именно так и понимается икона в русском и всех других языках. Это было нужно для того, чтобы отвергнуть термин "иконообраз" как излишний. Но на следующей 474-й странице критик отрицает и эту формулировку В. Лепахина. И остается вопрос: как же можно отрицать определение Лепахина, если именно так понимается икона во всех языках?
5. См.: Лепахин В. Иконология и иконичность // Икона и образ. М., 2007. С. 157-162.
6. Цитата в цитате: Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetika. Т. 1. С. 41.
7. Шахбазян Киприан. "Верою ходим, а не видением". Гносеологический аспект святоотеческого учения об иконе // Икона и образ, иконичность и словесность. Сборник статей. М., 2007. С. 112-113.
8. Евдокимов Павел. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин, 2005. С. 96.
9. Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том первый. СПб.: Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1907. С. 127-128.
10. Иоанн Дамаскин, преподобный. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Перевод с греч. А. Бронзова. СПб., 1893. Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 26.
11. Евдокимов Павел. Искусство иконы. Богословие красоты. С. 223.
12. Об этом подробно говорится в книгах В. Лепахина: икона представляет собой в этом отношении гармонию соборных черт святости и индивидуальных портретных черт. См.: Икона и иконичность. С. 269-270.
13. См.: Значение и предназначение иконы. С. 38-43.