Православный просветительский сайт ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
(пос. Сиверский, Санкт-Петербургская митрополия)

Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
(Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)

Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас.
(Апостол Павел, Еф 4:32-5:2)

на Главную страницу

Склоняя головы перед прошлым, мы обращаемся в будущее

      65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Далеким майским днем под орудийные залпы салюта навсегда вошел в жизнь нашей страны День Победы, долгожданный «праздник со слезами на глазах».
      За 65 лет о войне и Победе было сказано и написано очень многое. Историки единодушно сходятся в том, что Великая Отечественная война стала одной из самых кровопролитных в XX столетии. По данным, которые недавно обнародовал один из ответственных сотрудников российского Министерства обороны, она унесла более 26 миллионов жизней наших соотечественников. Но даже эти страшные цифры не отражают в полной мере всего масштаба людских потерь, понесенных народом-победителем, а они еще более велики, ведь среди тех, кто не вернулся с поля боя или оказался одной из гражданских жертв войны, было много юных, не успевших создать семьи.
      Память о Великой Отечественной войне красной нитью проходит через жизнь всех последующих поколений. Она смотрит на нас с черно-белых, поблекших от времени фотографий, на которых запечатлены защитники Родины - наши деды и прадеды, многие из которых так и не пришли домой с фронта. Она звучит в мелодиях старых военных песен, утешавших и вдохновлявших бойцов на передовой, помогавших выстоять их женам и детям, самоотверженно трудившимся в тылу. Она, многократно запечатленная на киноэкране, благодаря обаянию и таланту лучших отечественных актеров, игра которых и сегодня трогает до глубины души, властно призывает нас помнить о прошлом.
      Время открывает для нас все новые страницы истории Великой Отечественной войны. Становятся достоянием гласности новые факты и ранее закрытые архивные материалы, позволяющие расширить существовавшие на протяжении многих десятилетий представления об этом трагическом периоде бытия нашей Родины и о его героях.
      К сожалению, среди исследователей находятся те, кто пытаются пересмотреть итоги войны, полагая, что за давностью лет истина может казаться не столь очевидной, позволяющие себе сегодня ставить вопросы, на которые 65 лет назад нашими дедами были даны прямые и однозначные ответы. В значительной степени эти устремления объясняются желанием отдельных авторов обрести популярность за счет военной темы, которая будет актуальна всегда. По своему усмотрению оперируя фактами, а порой прибегая к откровенным вымыслам, эти «исследователи» оказывают провокативное воздействие на умы и настроения читателей, особенно молодого поколения, формируя якобы объективный альтернативный взгляд на эту войну. В их интерпретации Великая Отечественная становится не священным делом защиты Родины, а бессмысленной бойней, в которой равно виноваты были обе воюющие стороны. Советские военачальники представляются карьеристами, в угоду своим интересам бессмысленно погубившими миллионы жизней, а простые солдаты - пушечным мясом, мужество и героизм которого не имело никакого смысла и значения.
      Очевидно, что с каждым годом, отделяющим нас военных лет, особенно с уходом последних ветеранов - живых хранителей памяти о Великой Отечественной, этим авторам формально будет все легче осуществлять манипуляции с историей и обретать сторонников. Уже сегодня пагубные последствия пропаганды альтернативного взгляда на войну налицо. Им, в частности, объясняются ожесточенные споры в Сети, вспыхивающие вокруг отдельных имен или фактов Великой Отечественной. В этих дискуссиях в основном участвует молодежь, часть которой не слишком хорошо усвоила даже школьные уроки истории, но пытается безапелляционно, в негативном ключе судить о событиях военного времени.
      Безусловно, осмысливать события истории и пытаться сформировать собственное отношение к ним необходимо. Другое дело, когда кто-то с авторитетным видом настойчиво подталкивает к выводам, из которых следует, что смысл великой Победы, достигнутой нашими воинами 65 лет назад ценой самоотверженного ратного подвига, не вполне очевиден и сомнителен, так что гордиться нам - их потомкам, в сущности нечем. Не мешает поразмыслить - так ли уж бескорыстен и непредвзят этот советчик в своих действиях?
      Противостоять навязываемой обществу идее пересмотра итогов Великой Отечественной войны можно только посредством просветительской работы, широкого и объективного ознакомления всех заинтересованных сторон с подлинными фактами и событиями военной истории, в том числе - малоизвестными большинству наших сограждан. Среди этих фактов - деятельное участие и вклад в Победу Русской Православной Церкви.
      Ее подвиг патриотического служения совершался в те годы внешне почти незаметно. Священнослужители практически не присутствуют на фотографиях и документальных киносъемках военного времени, о них не писали в газетах и победных реляциях. Вместе с тем, во многом именно благодаря духовной и моральной поддержке Церкви наш народ пережил военное лихолетье. Вера хранила и укрепляла не только матерей и жен в тылу, но и многих солдат, сражавшихся на передовой. Этот фактор Победы не имел материального выражения, но он, очевидно, был очень и очень значим. Кто и когда сможет подсчитать, сколько молитв возносилось теми, кто шел в атаку на врага, сколько крестиков и маленьких бумажных иконок - благословений родных, хранилось зашитыми в воротники гимнастерок? Сколько русских солдат выстояли в боях, благодаря своей Вере?
      Участниками и героями Великой Отечественной по праву могут называться многие иерархи Русской Православной Церкви военного времени. В их числе Патриарший Местоблюститель митрополит (впоследствии - Патриарх) Сергий (Страгородский), с первых дней войны воодушевлявший паству верой в близкую победу. Еще в октябре 1941 года он обратился к верующим с посланием, напомнив, что русскому народу не в первый раз приходиться принимать огненное крещение для спасения родной земли и «с Божией помощью и в эту годину испытаний наш народ по-прежнему сумеет постоять за себя и рано или поздно прогонит прочь наседающего чужанина». Этой же убежденностью стремился поддержать жителей блокадного Ленинграда митрополит (впоследствии - Патриарх) Алексий (Симанский), совершавший служение в осажденном городе и разделявший с горожанами их трудности и горести. Подлинно героическим было служение архиепископа Красноярского святителя Луки, которого раненые бойцы знали как хирурга Красноярского эвакогоспиталя, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Вместе с архипастырями в трудных условиях военного времени свое служение несли простые священнослужители, многие из которых, оказавшись в условиях оккупации, всеми силами стремились помочь пастве, поддержать и утешить ее. Известны имена православных священнослужителей, участвовавших в партизанском движении и даже удостоенных за это наград.
      До недавнего времени эта категория участников войны не привлекала внимание творческой интеллигенции - художников, писателей, сценаристов и режиссеров. Информационный прорыв был совершен лишь в нынешнем году благодаря выходу на киноэкраны кинофильма «Поп», созданного режиссером Владимиром Хотиненко. Несмотря на критику, с которой в адрес создателей фильма выступил ряд либеральных журналистов, в гораздо большей степени лента вызвала положительные отклики. Налицо огромный интерес к фильму со стороны широких масс зрителей по всей России. Многие благодаря «Попу» открыли для себя новой лицо войны. Хочется верить, что фильм о православном священнослужителе - очевидце и участнике трагических событий военного времени - первый за 65 лет минувших со Дня Победы, не останется единственным художественным произведением на эту тему, тем более, что история располагает богатым фактическим материалом для их создания.
      Великая война была общей бедой. И великая Победа является общей радостью. Все мы живущие ныне, являемся наследниками тех, кто одержал ее 65 лет назад. Нравственный долг призывает нас помнить о прошлом и быть достойными памяти победителей. Недаром, общаясь с ветеранами на Прохоровском поле в канун 65-летия Победы, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «То, что совершила наша армия, то, что совершило тогдашнее поколение, навсегда останется великим примером для последующих поколений... Сегодня, вспоминая героев войны, склоняя головы перед прошлым, мы обращаемся в будущее и просим Бога, чтобы Он никогда не оставлял наш народ, укреплял нашу веру, помогал нам быть сильными и способными одерживать победы. А это значит, что будут существовать и наш народ, и наше Отечество».

Размещено 06.05.2010
ссылка на источник

 Голодного накормить.   Жаждущего напоить.   Бедного одеть и обуть.   В темнице сидящего посетить.   Больному послужить.   Странника принять в дом.   Умершему приготовить погребение христианское. 


Hosted by uCoz