| Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. (Апостол Петр, 2Петр 1:5-7)
Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас. (Апостол Павел, Еф 4:32-5:2) | |
|
на Главную страницу
|
Символика христианского храма
Первые христиане после Вознесения Христа и сошествия Святого Духа какое-то время еще приходили в иудейский храм для проповеди неуверовавшим иудеям. Однако, новозаветные Таинства они совершали уже отдельно, собираясь по домам. Сам Иисус провел первую Вечерю в особой "горнице большой, устланной, готовой" (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12), где и показал нам порядок совершения Божественной литургии, претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь, а также заповедал нам творить сие в Его воспоминание.
Многочисленные гонения заставляли первых христиан искать особые места для собраний и богослужений. Уже тогда предпринимались попытки создания храмов в катакомбах. Позднее, в Римской империи, местом собраний христиан стали служить дома богатых верующих римлян и базилики - особые постройки для светских собраний.
В наше время устройство христианского храма имеет многовековую устоявшуюся символику, которая непосредственно связана с символикой сложившегося в Византии в VI-IX вв. богослужебного чина.
Подобно тому, как в устройстве ветхозаветной скинии воплощалась идея всего мира, христианский храм поделен на несколько смысловых частей. Алтарь символизирует рай, духовный мир, Божественное. Это "Небо Небесе". В средней части храма, ассоциирующейся с чувственным миром, стоят верные. Если алтарь это новое небо, то средняя часть - новая земля, будущий обновленный мир. Небо и земля находятся во взаимодействии, тем самым восстанавливая нарушенный грехом миропорядок.
Притвор это символ греховного и неоправданного мира. Не случайно, еще не воцерковленные люди стояли в притворе и не допускались внутрь храма на богослужение.
Храмы венчает глава. В Византии купол символизировал небесный свод, готический шпиль в католических странах - стремление человеческой души ввысь, к Богу, а золото на луковичной главе русских православных храмов напоминает язык пламени свечи, молитвенное горение для единения с Богом.
Храм являет собой образ присутствия на земле Царства Небесного, поэтому издревле возникла традиция украшать храмы всеми доступными человеку художественными средствами. Особенно часто использовались золотые украшения для алтаря и иконостаса. Золотое сияние должно было напоминать верующим о Небесном свете.
Следует заметить, что понимание христианской символики вне Церкви невозможно, поскольку она является выражением литургической жизни Церкви. В храме все способствует духовному развитию, помогает на пути к обожению, приобщению через видимое к Божественному, невидимому.
Татьяна Маркеева
Размещено 11.05.2010
ссылка на источник
|